Окрестности Иркутска славятся не только природными достопримечательностями и старинными церквями XVIII и XIX веков. Есть в истории Прибайкалья и другая сторона.
Сибирь в целом и Иркутская губерния в частности вплоть до XX века активно использовались в качестве места ссылки неугодных правительству элементов. Сюда отправляли уголовных и политических преступников, отступников от православной веры и даже писателей (вспомним хотя бы Александра Радищева, сосланного в Илимский острог за его книгу «Путешествие из Петербурга в Москву»). Поток каторжников, ссыльных, позднее заключенных не иссякал до середины XX века. Разумеется, нужна была инфраструктура для приема и размещения «государевых» и прочих преступников. Об одном из объектов этой инфраструктуры рассказывается в этой статье.
Достопримечательности
Все помнят песню «Владимирский централ». Однако иркутянам известен другой – Александровский централ, он действовал относительно недалеко от города и впечатался в народную память местного населения.
Для начала разберемся, что такое «централ»? Так называли центральные каторжные тюрьмы, предназначенные, главным образом для политических преступников. Слово «центральная» означало непосредственное подчинение столице, то есть это аналог современного понятия «федеральная». По закону от 18 апреля 1869 года на каторгу в Сибирь отправлялись только преступники, проживавшие на момент совершения преступления в Сибири, зауральских частях Пермской и Оренбургской губерний. Все преступники, проживавшие в европейской части России, содержались в центральных тюрьмах. 23 мая 1875 года закон был расширен — все те, кто отбыл срок в центральных тюрьмах, отправлялись в ссылку в Сибирь на поселение. После этого они были свободными людьми, но покинуть пределы Сибири не могли.
Интересно происхождение слова «каторга». Ещё в средние века в Европе было изобретено большое гребное судно, называлось оно каторгой (или катергоном). На катергоне в качестве гребцов использовались невольники. Труд их был тяжелым, изнурительным. В дореволюционной России часть политических и уголовных преступников вешали, а остальных отправляли в тюрьмы с особо строгим режимом с целью эксплуатации в тяжелых условиях в пользу государства. Название судна перешло на вид наказания преступников, когда они используются государством как бесплатная рабочая сила на пашне, заготовке древесины, в рудниках и т. д.
Вернемся к Александровскому централу. Его история началась в 1757 году, когда в селе Александровское Иркутской губернии открылся винокуренный завод. Изначально завод выпускал 100 тысяч ведер водки в год (1,2 миллиона литров), что было не мало по тем временам в условиях Сибири — в городе Иркутске, очень крупном по меркам того времени городе, проживало чуть более четырех тысяч человек. То есть на одного жителя города Иркутска приходилось около 300 литров водки в год. Позднее производство водки утроили.
Впрочем, продукция Александровского завода была ориентирована не только на местных жителей, но и для государственных закупок, а также для работы кабаков и таверн.
В 1787 году завод перешел во владение государства. Уже тогда здесь трудились каторжане. Их численность росла со 150 до тысячи человек. В 1826 году недолгое время здесь по пути на Нерчинские рудники находились декабристы А.З. Муравьев, В.Л. Давыдов, А.И. и П.И. Борисовы.
Условия на заводе были тяжелыми. Не один раз каторжане совершали побеги.
В 1873 году на месте винокуренного завода учреждается каторжная тюрьма. Ей было суждено стать образцово-показательной тюрьмой.
В последние десятилетия XIX века здешний режим был достаточно мягким для каторги. Заключенные работали на производстве пуговиц или других производствах, часть выручки с продажи продукции, произведенной в тюрьме, шла на улучшение условия содержания самих же заключенных, часть записывалась на счет арестантов и при освобождении выдавалась им.
Иногда заключенным даже дозволялось отлучиться в Иркутск. А в самой тюрьме были открыты школа и театр, и даже существовал свой оркестр. Крестьяне села Александровского завидовали питанию и одежде каторжан. Такой режим сформировался в Александровской центральной каторжной тюрьме, когда смотрителем был А. П. Сипягин. Он руководил тюрьмой с 1874 по 1901 годы. А.П. Сипягин верил, что одними розгами и ужесточением режима тюрьма не перевоспитывает, а ожесточает заключенных. Но если заинтересовать каторжан соблюдать правила, то это приведёт к их исправлению.
Собственно, так и произошло: побеги из тюрьмы прекратились, снизилось количество преступников, повторно попадавших в стены тюрьмы, на постройку Транссибирской магистрали каторжан отправляли всего с одним-двумя надзирателями. Многочисленный конвой не требовался.
После ухода А.П. Сипягина на повышение, тюрьму возглавил И.И. Лятоскович. Изначально он сам был из арестантов, но после отбытия срока служил в тюрьме, и длительное время был помощником А.П. Сипягина. И.И. Лятоскович был смотрителем тюрьмы с 1901 по 1905 годы.
Нерешенные социально-экономические проблемы, а также поражение в Русско-Японской войне 1904-1905 годов, привели к подъёму революционного движения. Среди каторжан стала расти доля политических заключенных. Руководство пенитенциарной системы страны начало повсеместно ужесточать режимы содержания заключенных. В Александровском централе доля политических заключенных уже доходила до 70%. Среди «политических» в начале 20 века в стенах Александровского централа находились и известные революционеры: М.В. Фрунзе, Ф.Э. Дзержинский, С.М. Киров.
После революции и установления советской власти тюрьма не прекратила свое существование. Здесь до 1950-х годов отбывали наказание заключенные. А затем на место заключенных привезли душевнобольных.
В селе Александровское в стенах бывшего централа на протяжении более чем 60 лет была психиатрическая больница. Она просуществовала до 2016 года, когда отсюда увезли последнего пациента. Причина ликвидации учреждения состояла в том, что здание обветшало и уже не могло быть безопасным для находящихся в нем людей.
После 2016 года состояние здания централа стало быстро ухудшаться. В 2021 году начались мероприятия по консервации здания, чтобы в последующем его можно было восстановить как музейный объект. На сегодняшний день, в 2024 году, здание так и стоит с новыми водосточными трубами, заколоченными окнами, и ждет своего ремонта.
А между тем Александровский централ – это памятник архитектуры федерального значения.
Где остановиться
Остановиться близ Александровского централа негде, да и не требуется. Расстояние до города Иркутска составляет всего 67 километров, постоянно ходят рейсовые автобусы, потому путешествие к Александровскому централу не займет более одного дня.
Как добраться
Здание Александровского централа расположено в селе Александровское Боханского района Иркутской области. Чтобы добраться до села, требуется из Иркутска выехать на Александровский тракт.
Выезд на тракт находится в конце улицы Рабочего Штаба, где после бывшего поста дорожно-патрульной службы и сразу за разобранным путепроводом необходимо повернуть налево, на дорогу, ведущую наверх. Это и будет начало Александровского тракта, который имеет официальное название – областная дорога 25Н-012.
По Александровскому тракту следует проехать 67 километров. Дорога приведёт к селу Александровскому. Ранее Александровский тракт назывался Заангарским. Он заканчивался как раз в селе Александровском, от него и получил свое наименование.
Маршрут
Здание бывшей тюрьмы расположено в черте села и прекрасно видно с Александровского тракта. От него до тракта расстояние составляет всего около 100 метров. Можно подъехать на авто или спуститься пешком.
Опасности
Если не проникать в аварийное здание тюрьмы, опасностей по сути нет. Разве что существует опасность попадания в дорожно-транспортное происшествие при плохих дорожных условиях по пути к селу. Александровский тракт в зимнее время может быть скользким по причине гололедицы. Особенно это касается части тракта, примыкающей к городу Иркутск.
Бродить по зданию самого централа достаточно опасно, так как перекрытия могут обрушиться. Состояние здания ещё не такое критичное, но рисковать не стоит. К тому же здание пусть и символически, но все-таки охраняется.