Сомон Ханх расположен на севере озера Хубсугул, в монгольском аймаке Хувсгел. Многие российские туристы неверно называют «Ханхом» центральный поселок сомона — Турт.
Близость посёлка Турт от российской границы и расположение его на берегу Хубсугула в последнее время обеспечило ему высокий уровень популярности у туристов из Бурятии и Иркутской области. Однако популярность эта весьма специфичная.
История
Исторически Турт является российским поселением. Ещё в 1716 году на берегу Хубсугула боярскими детьми Никитой Богдановым и Федором Кочетовым с казаками был построен русский острог, названный в честь впадающей в этом месте в озеро небольшой реки Турт.
Однако и Хубсугул, и особенно его северная, граничащая с Россией часть, всегда находились в сфере политических интересов Китая. Поэтому в 1721 году по требованию китайских властей российский острог был уничтожен. Еще через шесть лет между Россией и Китаем было заключено соглашение о проведении границы, вследствие чего продвижение русских казаков на юг было остановлено.
Однако именно через поселок Турт проходил зимний «чайный путь». Через Турт по льду замерзшего Хубсугула в Иркутск на подводах везли китайский чай.
С Ханхом также связана история монгольского флота, именно здесь строились самые первые деревянные баркасы и баржи. Для их строительства вырубался лиственный лес. Следы вырубок можно наблюдать на полуострове Долон.
До 1991 года на Хубсугуле было достаточно активное судоходство, действовал регулярный паром Ханх — Хатгал. Однако в настоящее время весь хубсугульский флот или пущен на металлолом, или стоит на приколе.
География
Бурное развитие монгольского туризма практически не коснулось Ханха. Проблема заключается в фактической отрезанности сомона от остальной Монголии. До ближайшего поселка Мурэн на «большой земле» Ханх связывает единственная 190-километровая дорога очень плохого, даже по монгольским меркам, качества. Она преодолима только в сухую погоду и только на полноприводных автомобилях хорошей проходимости. Сами монголы предпочитают ездить там или на хороших грузовиках типа Урала или Камаза, или на своих любимых УАЗ-«буханках». И то умудряются застревать.
Дорога идет по восточному берегу. Значительная её часть проходит по заболоченным высокогорным плато с лишайниково-моховой тундрой. Ехать часто приходится по глубокой колее с грязью и водой, настолько глубокой, что легко сесть на мост.
Как следствие, даже товары для местных магазинов перевозят преимущественно кружным путем — через погранпереход Алтанбулаг-Кяхта, далее через Улан-Удэ, Култук и погранпереход Монды-Ханх. Поэтому изобилие товаров, которыми последние годы славится «континентальная» Монголия, в Ханхе отсутствует — там представлен лишь крайне скромный ассортимент, а количество российских товаров существенно больше, чем монгольских или корейских.
Ханх находится на высоте около 1645 метров над уровнем моря. За счет этого в озере Хубсугул всегда очень холодная (но и очень чистая) вода, а климат в сомоне резко континентальный. Даже в разгар июля может пойти снег, а в холодный ветер приходится кутаться в зимнюю одежду.
Хубсугул является вулканическим озером, остров Далайн-Модон-Хуйс и полуостров Долоон-Уул, являются вершинами древних вулканов. Вследствие этого, все берега Хубсугула усыпаны обломками разнообразных вулканических и магматических пород, в первую очередь вулканическим туфом.
Достопримечательности
Главная достопримечательность Ханха — это озеро Хубсугул, считающееся «младшим братом» Байкала. Озеро очень красивое, причем его виды радикально меняются в зависимости от сезона и погоды.
Хубсугул изобилует рыбой, которую монголы практически не добывают в силу пищевых традиций и верований о её несъедобности. Поэтому рыбалка на Хубсугуле великолепная. Основной обитатель озера — хариус, несколько реже встречается ленок, сиг, налим, таймень, окунь, щука. Есть случаи ловли осетра.
Важнейшей достопримечательностью Ханха явяется самая высокая вершина Восточного Саяна — гора Мунку-Сардык (Хан Мэнгэ Сарьдаг), высотой 3491 метр. Гора расположена на границе России и Монголии, однако её вершина находится в Монголии. Со стороны Монголии от озера Хубсугул на северо-запад восхождения возможны в течение всего года по маршрутам категории трудности 1А и 1Б.
С точки зрения альпинизма восхождение на Мунку-Сардык со стороны Монголии является достаточно несложным, так как в сторону Хубсугула склоны горы более пологие, чем в сторону реки Иркут.
«Тринадцать обо» — шаманское святилище Арван-Гурван-обо. Находится находится на выступающем скалистом Хангинском мысе. По местным преданиям, здесь постоянно камлали шаманы на протяжении последних 400 лет. Действительно, археологи находили на этом месте старинные жертвенные очаги.
Полуостров Долоон-Уул. Это самый большой мыс на Хубсугуле. Он имеет 17 километров в длину и 9 километров в ширину. Мыс находится к западу от Ханха, хорошо виден из посёлка. От материка он отделен заболоченной низиной с многочисленными протоками и озерами. Высшая точка мыса, гора Долоон-ула, находится на высоте 2174 метра над уровнем моря, то есть возвышается над озером почти на полкилометра. Гарантированная видимость с вершины — 20 километров.
На расстоянии ходового дня от Ханха находится несколько десятков вершин с маршрутами различной сложности, высотой до 2550 метров, и перевалов высотой до 2200 метров. Однако в туристическом и альпинистском отношении этот район крайне слабо изучен.
По сути достопримечательностей в Ханхе крайне мало.
Ханх и туризм
Основной проблемой Ханха, помимо его слабой транспортной связности с остальной Монголией, является полное отсутствие интересных локаций. Ханх, как и Хубсугул — настоящий рай для рыбаков, однако его туристическое значение на этом и заканчивается.
Сам посёлок Турт малоинтересен и состоит в основном или из деревянных построек социалистического периода, или из современных скворечников. Окрестности Ханха с трудом достижимы на автомобиле, и скорее ориентироваться необходимо на конный транспорт. При этом реально красивых и интересных локаций там крайне мало.
Поэтому для опытного туриста Ханх станет полным разочарованием — там попросту нечего смотреть и нечем заняться. При этом озеро Хубсугул, безусловно, интересно для водного туризма — байдарок, каяков, сапбордов и шверботов. Ограничений на перемещение через границу плавсредств нет, некоторые рыбаки даже везут с собой на прицепе металлические моторные лодки.
Интересна «Хубсугульская кругосветка», то есть плавание по всему периметру озера. Именно с воды достижимы интересные локации, которые практически недоступны сухопутным путем из-за болот, грязи и рек. Однако даже с опытом хождения на байдарке или каяке по Байкалу с его штормами, на Хубсугуле нужно быть более осторожными и внимательными.
Здесь нет байкальских «горных» ветров наподобие Сармы или Култука, однако погода меняется гораздо быстрее и внезапнее, и буквально в разгар хорошей погоды может начаться шторм и пойти снег или дождь.
Пытаются осваивать путешествие вдоль Хубсугула и велосипедисты. Ехать по восточному берегу, вдоль которого проложена дорога, менее интересно, чем по западному. Однако западный велосипедный маршрут по самому берегу достаточно сложен из-за скальных прижимов.
Хотя Хубсугул — очень интересное в биологическом плане озеро, дайвинг в нём скучен, даже по сравнению с Байкалом. Виной всему — ледяная вода, которая препятствует росту растений и неподвижных водных многоклеточных животных. Береговой шельф Хубсугула представляет собой каменистое дно, покрытое обломками вулканического туфа и галькой. Достаточно интересной на Хубсугуле может быть подводная охота, однако пока что она развита крайне слабо.
Интересным моментом Ханха является то, что в силу его отрезанности от остальной Монголии и близости к России, практически всё население сносно говорит по-русски, а в ходу российские рубли. Рублями можно расплачиваться везде, включая все магазины.
Как добраться
От посёлка Култук в Иркутской области до Ханха идёт хорошая асфальтированная международная трасса (А-333 на российском участке и А1101 на монгольском участке). Поворот на трассу А-333 находится на федеральной трассе Р-258 «Байкал» в посёлкеКултук, по указателю «Монды».
В районе села Шулута находится КПП Тункинского национального парке, где сотрудники нацпарка предлагают оплатить пребывание в нём и проезд автомобиля. Однако автомобильная трасса не входит в нацпарк, поэтому, если не планируется по дороге отдых в лесу или на берегу Иркута, можно не платить.
От села Мойготы и до границы с Монголией находится пограничная зона. Формально пребывание в погранзоне без разрешения ФСБ РФ запрещено, для туризма и пребывания в этой зоне требуется получать разрешение в управлении ВСБ в городе Улан-Удэ. Однако если не останавливаться на участке дороги, проходящем по погранзоне, иметь на руках российский и заграничный паспорт и следовать напрямую в Монголию, то разрешение не требуется. Тем не менее на всём участке трассы туристов может остановить пограничный патруль, проверить документы и осмотреть автомобиль и личные вещи.
Посёлок Монды является последним населенным пунктом на участке трассы. В поселке находится застава погранвойск ФСБ РФ. При въезде в поселок у туристов проверяют документы и могут досмотреть машину. В поселке имеется кафе и две небольших гостиницы.
Погранпереход «Монды-Ханх» находится на расстоянии 13 километров от поселка Монды, на перевале. Погранпереход работает только в будние дни и не является круглосуточным, поэтому планировать выезд нужно так, чтобы оказаться на погранпереходе самое позднее в 15-16 часов. В разгар рыболовного сезона на погранпереходе может образовываться очередь длительностью до трех-четырех часов.
Погранпереход «Монды-Ханх» с его российско стороны славится четкой организацией досмотра и его тщательностью. Связано это с полным запретом на вывоз рыбы из Монголии (а также мяса и молока). Все вещи просвечивают на сканере, автомобили тщательно досматривают. На монгольской стороне контроль традиционно менее жёсткий.
Сомон Ханх находится на территории национального парка. На въезде в сомон расположен контрольно-пропускной пункт, где проверяют документы и берут оплату за въезд в нацпарк. Талон, который выдают на КПП, следует хранить всё время пребывания на Хубсугуле, так как сотрудники нацпарка могут его проверить в любой момент.
Где остановиться
На территории самого Турта и вокруг него находится масса турбаз. В основном это турбазы «монгольского» типа — юрты с проживанием в них нескольких человек, общей юртой-столовой, и удобствами во дворе. В связи с этой спецификой, путешествие в Турт зимой для непривычного человека достаточно некомфортно.
Имеется несколько турбаз с деревянными утепленными домами, душем и теплыми туалетами. Однако стоимость этих турбаз существенно выше, чем у остальных.
Кроме того, при наличии разрешения на посещение нацпарка, можно остановиться в палатке в любом месте, в том числе и на берегу Хубсугула в самом посёлке Турт. Для монголов палатка является аналогом юрты, и установка палатки даже в центре посёлка их не удивит.
Опасности и проблемы
Основной проблемой Ханха и озера Хубсугул в целом является резкая и непредсказуемая переменчивость погоды. Отправляясь в плавание на резиновой лодке, нужно быть готовым к тому, что в любой момент разыграется шторм. Спасательной службы в Ханхе нет, поэтому надеяться в такой ситуации можно только на себя.
Вокруг Ханха много хищных зверей — медведей, кабанов и волков. В посёлок Турт они заходят редко (хотя и случается), а вот ночуя в палатке, нужно быть готовым к визиту непрошеных гостей. На этот случай следует брать с собой как минимум фальшфейер, однако следует помнить, что его транспортировка через российскую границу запрещена.
Однако при ночлеге в палатках значительно большую опасность представляют монгольские собаки. Монголы не кормят своих собак, и те добывают еду всеми доступными средствами. Если в прямой видимости от палатки имеется юрта, то высока вероятность того, что ночью собаки съедят всю еду, которая будет оставлена снаружи палатки или автомобиля.
Определенную проблему может вызвать специфика автозаправок на территории Ханха. В российском поселке Монды АЗС имеется, но она не работает уже много лет. Последняя АЗС по пути к границе находится в селе Кырен, в 120 километрах от Турта. В случае, если водитель необдуманно не заправился в Кырене «под завязку», на дорогу туда и обратно ему может не хватить бензина.
В Турте находится одна официальная АЗС (на подъезде к поселку справа) и одна неофициальная (на берегу неподалеку от ледовой трассы на Хатгал). Однако и там, и там с высокой долей вероятности будет только бензин АИ-92, причем достаточно невысокого качества. Для современных автомобилей, имеющих серьезные ограничения по октановому числу топлива, это может составить значительную проблему.
Напомним, через российскую границу можно транспортировать в канистре не более 10 литров бензина.
Не опасностью, но проблемой может стать небольшое количество кафе в поселке Турт. На турбазах обычно предусмотрено трехразовое питание, но его стоимость, как правило, неадекватно завышена по сравнению с кафе. Формально кафе в Турте много, но многие из них закрыты по разным причинам даже летом, а начиная с сентября практически все кафе не работают. Ассортимент блюд в кафе очень скромный, однако традиционное для Монголии изобилие мяса всё-таки имеется.
Хотя вода в Хубсугуле чистая и холодная, пить её без кипячения не стоит. Дело в том, что на берегах Хубсугула, особенно на севере и юге, пасутся многочисленные стада коров, яков, сарлыков, верблюдов и овец. Их отходы жизнедеятельности попадают в озеро вместе с осадками. Кроме того, в озере часто моют лошадей, а монгольские коровы любят бродить по мелководью. Отчасти именно поэтому практически вся рыба в Хубсугуле заражена глистами, и про малосольный хариус здесь лучше забыть.
Фото: Наталья Шапарова, Дмитрий Аккерман, Аксель Дронов.