Община Виссариона, она же Город Солнца, она же Обитель Рассвета — уникальное поселение на юге Красноярского края, созданное в глухой тайге приверженцами Церкви последнего завета.
Община крайне интересна в туристическом и познавательном плане. Однако добраться до нее не так-то просто.
Кроме того, хотя формального запрета находиться в поселении нет и быть не может, так как юридически это часть поселка Жаровск, однако в реальности без разрешения руководителей поселения это сделать невозможно. И даже если это получится, к туристам обязательно прикрепят сопровождающего.
Церковь последнего завета
Церковь последнего завета была создана сотрудником милиции Минусинска Сергеем Торопом в 1991 году. Тороп чрезвычайно увлекался уфологией, исследованиями проявлений внеземного разума и присутствия инопланетян на Земле.
В 1990 году Тороп сообщил, что у него произошло духовное пробуждение, что он получил послание внеземного разума о том, что является новым мессией и проводником Святого Духа. Также по просьбе инопланетян он назвался Виссарионом.
Первоначально в 1991 году Виссарион выступал как апостол, последователь Христа, затем стал идентифицировать себя с Христом, а также рассказывал, что в прошлой жизни он жил в Иудее в VI веке до н. э. под именем пророка Иефлея.
В 1993 году Виссарион выпустил книгу под названием «Слово Виссариона, являющееся Последним заветом от пославшего его Отца Небесного». Книга считается его приверженцами «Третьим заветом» (после Ветхого и Нового). После этого он написал еще ряд книг, объединенных им в единое учение.
Учение Виссариона представляет собой синтез авраамических религий, индуизма, буддизма, учений Даниила Андреева, Елены Блаватской, Николая и Елены Рерихов и ряда других, в том числе марксизма.
Начиная с 1993 года многие приверженцы учения Виссариона начали съезжаться в Красноярский край и селиться на доступном расстоянии от своего учителя — в основном в Курагинском и Каратузском районах.
В октябре 1994 года община была официально зарегистрирована под названием «Община единой веры», а в 2000 году перерегистрирована под названием «Церковь последнего завета».
Весной 1995 года часть приверженцев Виссариона, в основном с высшим техническим и физико-математическим образованием, начала строить в красноярской тайге поселок под названием «Эконоосферное поселение Тиберкуль», называемое также «Обитель рассвета».
Для создания поселения власти Красноярского края выделили земельный участок площадью 250 гектар.
Любопытно, что власти края и районов всегда были лояльны к виссарионовцам. Во многом это связано с тем, что массовая миграция образованного населения Москвы и Петербурга в поселения Курагинского и Каратузского районов резко повысила уровень культуры и образования в крае, а также снизила преступность практически до нуля.
Интересно, что среди «первой волны» виссарионовцев, приехавших строить Город Солнца, было очень много бывших партийных и комсомольских функционеров, людей с опытом организации коллективов, творческих знаменитостей.
Весьма любопытно юридическое оформление общины. Начиная с 2014 года, община вызвала пристальное внимание правоохранительных органов. Считается, что это связано с месторождениями золота в Курагинском и Каратузском районах, варварской разработке которых препятствуют экологически образованные и социально активные приверженцы общины.
В сентябре 2020 года Виссарион был арестован. Однако после его ареста выяснилось, что с общиной невозможно ничего сделать, так как официально она зарегистрирована как район поселка Жаровск, а вся земля в общине приватизирована и является собственностью частных лиц.
Община
Если удастся побывать в Городе Солнца, первое, на что следует обратить внимание — это вложенный в его строительство труд. До прихода виссарионовцев на этом месте была горная тайга с тяжелой каменистой почвой.
Электроэнергии в Городе Солнца нет, поэтому строительство 20 километров дороги от Жаровска, расчистка и благоустройство территории, строительство домов осуществлялось вручную.
Община живет единой коммуной. Все решения принимаются коллегиально. Все работы делаются совместно. Летом производятся заготовки еды на зиму. Все члены общины питаются в общей столовой. Очевидно, имеется какой-то денежный взнос на нужды общины, но от ответа на этот вопрос виссарионовцы уклоняются.
Все члены общины — абсолютные вегетарианцы. Основное питание — хлеб и растительная пища, которая выращивается в теплицах, на грядках, или добывается в тайге: папоротник, черемша, грибы, ягоды.
Часть продуктов централизованно закупается в Курагино, но в основном доставляется бесплатно жителями окрестных поселков. Домашние животные не разводятся, молоко и яйца виссарионовцы также не употребляют.
Несмотря на тяжелый труд, зимние холода (зимой столбик термометра может опускаться до минус 55 градусов) и крайне скромную пищу, члены общины выглядят гораздо моложе своих лет.
В частности проводник, которого выделили для репортерской группы Хамара, выглядел примерно на 25 лет, в то время как ему было 40. Хозяйка дома в Петропавловке, в котором ночевала группа, была уже на пенсии, но выглядела максимум на 40 лет.
Сам Виссарион живет на горе над городом. Там же находится колокол, который звонит раз в три часа. Звон слышен на всю долину. По обычаям общины, при звоне колокола все, включая гостей, прекращают работы и разговоры и стоят, размышляя о сущности мира.
Каждое утро в любую погоду на главной площади собираются все жители на своеобразную литургию. После этого проводится общегородская «планерка», где производится распределение по работам, обсуждаются текущие проекты. В «планерке» принимают участие только мужчины.
В самой общине Города Солнца люди много и тяжело работают. Поэтому в общину принимают не всех, а только молодых и сильных мужчин и женщин. Остальные приверженцы учения могут поселиться в поселках поблизости.
Община не живет замкнуто. У нее есть автомобили и лошади с телегами, связь с «большой землей» имеется постоянно.
Раньше виссарионовцы отвергали врачебную помощь, считая, что прикосновение рук учителя лечит любую болезнь. Однако сейчас эти требования ослаблены, где лечиться — лично дело каждого.
В самой общине также есть дипломированные врачи.
Община не является бедной. Большинство мужчин занимается очень специфической и по сути монополизированной виссарионовцами деятельностью: строительством деревянных домов из больших, в несколько обхватов, бревен.
Эти бригады работают по всему Красноярскому краю, строя элитные гостиницы, турбазы, коттеджи, различные инфраструктурные объекты. В частности, беседки и дома из больших круглых бревен, построенные в Красноярске на Татышевом острове к Универсиаде, сделаны именно виссарионовцами.
Женщины плетут элитную мебель из ивовых прутьев.
Кроме того, несмотря на отсутствие электричества, в каждом доме Города Солнца есть солнечные батареи, а в мастерских и лесопилке есть дизель-генераторы. Многие члены общины занимаются удаленной работой через интернет — программированием, проектированием, преподаванием.
В Городе Солнца и окрестных поселках очень высокий уровень образования у детей. Образование разностороннее, имеется очень много кружков.
Виссарионовцы не являются упертыми «сектантами» в общепринятом смысле этого слова. У них хорошее образование, широкие взгляды и, как правило, достаточно большой жизненный опыт.
Они не настаивают на своем учении в обычной беседе, но с удовольствием объяснят основы вероучения при удобном случае. При этом они никогда не будут агитировать в свою веру, оставляя выбор за собеседником.
С первого взгляда, особенно если смотреть на Город Солнца в летние месяцы, то ничего негативного там не заметно. Но это не так.
Нюансы
Основная проблема общины — это то, что это проект, по сути, одного, максимум двух поколений. Практически все дети, выросшие в общине, получают хорошее школьное и дополнительное образование, поступают в вузы, и в общину после этого не возвращаются.
Новых членов общины также практически не прибавляется. Крайне редко приезжают неофиты, в основном из-за границы, и то не навсегда. Как следствие, в ближайшие десять-пятнадцать лет средний возраст членов общины будет увеличиваться, что вызовет существенные проблемы.
Вторая проблема — то, что в самом Городе Солнца, в силу жестких условий и отсутствия комфорта, мало кто соглашается жить. В первую волну, в 1993-1994 год, в Курагино прибыли около 500-600 человек, ставших костяком общины.
К концу 1994 года в общине проживало уже более тысячи человек, из них 200 детей. К 2000 году число виссарионовцев в Курагинском районе выросло до 2600 человек (при общем числе последователей Виссариона по всей России 50 тысяч человек).
Сами виссарионовцы утверждают, что в Курагинском районе проживает более пяти тысяч членов общины.
Однако в самом Городе Солнца живет лишь около 200 человек (около 40 семей). Остальные расселились по окрестным поселкам — в основном в Петропавловке, Черемшанке, Гуляевке. Кто-то пожил некоторое время в самом Городе Солнца и затем переехал в соседний поселок, кто-то поселился там сразу.
Во всех «виссарионовских» поселках наблюдается тенденция к вытеснению местного населения. Происходит это мирным и естественным образом — виссарионовцы активно пропагандируют свою культуру, внедряют ее в школы и детские сады, и те, кто не приемлет принципы общины, предпочитают переехать.
Любопытно, что в поселке Курагино, «столице» виссарионовского района, членов общины очень мало. В Красноярске, Минусинске и Абакане — еще меньше.
Те члены общины, кто проживает вокруг Города Солнца, поставляют в него продукты, стройматериалы, а также помогают со строительством. Происходит это добровольно, однако добровольность эта достаточно условная — можно этого не делать, но смотреть будут косо.
Во всех окружающих поселках виссарионовцы построили свои школы, детские сады и храмы. Учат также сами, хотя школы и детсады имеют статус государственных.
В Городе Солнца и «виссарионовских» поселках категорически запрещено курить, пить алкоголь, нецензурно выражаться. За любое нарушение из города или поселка могут попросту выставить.
Еще один нюанс, который репортажная группа Хамара так и не смогла выяснить — это отношение к женщинам. Невооруженным взглядом видно, что оно далеко от традиционного для России равноправного взаимоотношения полов. Заметно, что женщины находятся в зависимом положении, и жены практически беспрекословно подчиняются мужьям.
При этом незамужние девушки одеваются и ведут себе совершенно свободно. Однако при любой попытке поговорить на эту тему члены общины переводят разговор на другую тему. Есть версия, что учение Виссариона не отрицает многоженство.
Достопримечательности
В самом Городе Солнца самое интересное — это центральная площадь и окружающие ее скульптуры. Также интересно просто погулять по городу и посмотреть быт общины.
Если разрешат — рекомендуем подняться на гору Сухая, где находится храм «Небесная обитель» и «Алтарь Земли». Подъем достаточно крутой и тяжелый, но оно того стоит.
Безусловно следует посетить озеро Тиберкуль. Озеро ледникового происхождения, проточное. В него впадает несколько рек, вытекает река Тюхтят, вскоре впадающая в реку Казыр. Озеро пресное, достаточно холодное. Высота над уровнем моря — 443 метра.
На озеро Тиберкуль можно попасть из Города Солнца (просто спустившись вниз с улицы Мерцающих тайн), однако проще дойти по тропе, идущей от парковочной площадки на въезде в город.
По дороге в Город Солнца слева находятся очень интересные своеобразной формы холмы между Имисским и Можаркой.
Очень интересный и красивый поселок Петропавловка. В нем нужно обязательно посмотреть виссарионовский храм, местную школу и детский сад.
Красивейшие виды на реку Казыр открываются с участка дороги между Черемшанкой и Жаровском.
Как добраться
Попасть в Город Солнца можно только из райцентра — поселка Курагино. (Gpx-трек трассы Курагино — Город Солнца).
Курагино находится на автомобильной трассе 04К-029 «Саяны» и железнодорожной ветке Тайшет-Минусинск «Трасса Мужества». В Курагино можно попасть на поезде из Красноярска, на поезде или автобуса из Абакана или Минусинска, либо на личном автомобиле.
На личном автомобиле до Курагино можно доехать за световой день от федеральной трассы Р-255 «Сибирь» через дорогу 04К-029 «Саяны» или через федеральную трассу Р-257 «Енисей» до Абакана, в Минусинск и оттуда в Курагино.
От Курагино на восток идет единственная дорога в направлении Рощинский — Бугуртак — Жербатиха — Имисское — Можарка — Тюхтят — Петропавловка — Черемшанка — Гуляевка — Жаровск. Дорога большей частью гравийная, местами проходит по затапливаемому в паводок берегу реки Казыр.
На участке между Бугуртаком и Имисским в зимнее время дорога лавиноопасна.
От автовокзала в Курагино до Черемшанки и от Курагино до Гуляевки несколько раз в день ходят рейсовые автобусы. Время в пути — около двух часов.
От Жаровска до Города Солнца проложена очень плохого качества лесная дорога, преодолимая, однако, практически на любом автомобиле. Следует иметь в виду, что из Жаровска выходят две дороги — левая (сначала на восток и затем на северо-восток) на Город Солнца и правая — на озеро Убинское (сначала на юг и затем на восток) и дальше в поселок Казыр (бывшая метеостанция Пономарево).
Расстояние от Курагино до Петропавловки — 77 километров, до Черемшанки — 83 километра, до Гуляевки — 88 километров, до Жаровска — 100 километров, до Города Солнца — 120 километров.
В сам Город Солнца на автомобиле въезжать запрещено. Автомобиль оставляют на парковочной площадке перед КПП и дальше ходят пешком.
Где остановиться
Остановиться можно в самом Городе Солнца в гостевом доме. Конечно, при условии, что туристов пустят в сам город и разрешат переночевать. Проживание бесплатное, питание в общей столовой, естественно, вегетарианское. Условие проживания в гостевом доме — физическая работа наравне со всеми членами общины.
Мужчин и женщин селят раздельно, независимо от их отношений. После того, как гости покинут Город Солнца, они могут внести посильный взнос в денежной форме на развитие общины.
В Черемшанке и Петропавловке есть гостевые дома, уже за деньги, причем достаточно комфортабельные. Их держат также члены общины, и это может быть даже интереснее, чем ночевать в самом Городе Солнца, так как в окрестных поселках можно более свободно пообщаться с местными жителями. Рядом с Петропавловкой есть турбаза.
Репортажная группа Хамара ночевала в Петропавловке, и этот опыт был едва ли не интереснее, чем посещение Города Солнца.
В Курагино есть гостиницы среднего уровня, но вполне приемлемые. Однако, учитывая небольшое расстояние от Курагино до Абакана, в этом случае есть смысл ночевать именно в Абакане, где много комфортабельных гостиниц.
Опасности
На участке от Курагино и до Города Солнца нет АЗС, лучше взять запас бензина с собой. Нет кафе. В поселках есть небольшие магазины, в Городе Солнца магазинов нет.
Местные жители максимально лояльны к туристам и готовы помочь всем, чем могут. Поэтому говорить об опасностях со стороны местного населения вряд ли стоит.
Однако следует помнить, что Город Солнца в летний сезон — место массового паломничества виссарионовцев со всей страны, и в разгар сезона могут возникнуть проблемы с местами для ночлега.
Окрестности Города Солнца — это таежные склоны Восточного Саяна. Здесь много диких зверей, в том числе медведей. Следует брать с собой фальшьфееры, а также воздержаться от ночевок в палатке в лесу.
Обзорные площадки реки Казыр очень впечатляющие, но следует помнить, что течение реки очень сильное, а скальные обрывы опасны.