Бурятия. Посольский монастырь

Посольский Спасо-Преображенский монастырь является одной из культурных, архитектурных и туристических жемчужин Бурятии.

Монастырь расположен в селе Посольское Кабанского района, прямо на берегу Байкала, неподалеку от одной из самых популярных у туристов-палаточников локаций: Посольского сора.

История скита

В 1651 году в районе нынешнего села Посольское произошла трагическая и весьма загадочная история.

В Монголию через Байкал следовало русское посольство во главе с царским послом Ерофеем Заболоцким. С Ерофеем следовал его сын Кирилл, монгольский посол Цысан-хана Седик с помощниками, переводчик Панфил Семёнов, подъячий Василий Чаплин и шесть казаков.

Целью посольства были переговоры с монгольским Цысан-ханом и его зятем Турухай-Табуном о вступлении их в подданство русскому царю. При этом почему-то посольство везло жалование Турухай-Табуну.

Посольство выехало из Тобольска в июне 1649 года, через четыре месяца прибыло в Енисейск, где перезимовало и затем в июне 1650 года выступило далее на восток.

С какого места западного побережья Байкала отплыло посольство, неизвестно, однако вариантов немного: либо это исток Ангары (нынешний поселок Листвянка), либо устье реки Голоустная (нынешнее село Большое Голоустное). В любом случае переправа через Байкал заняла от суток до двух. Урочище Соры (место нынешнего расположения села Посольское) было незадолго до этого открыто русскими.

Согласно летописи, в середине сентября судно подошло к Сорам, и Заболоцкий отправил к Цысан-хану двух казаков с требованием подвод. Не совсем понятна логика Заболоцкого (или авторов летописи): Сэцен-ханский аймак, где правил Цысан-хан, находится примерно на территории нынешнего монгольского аймака Дорнод. Расстояние от Соров до границы аймака по прямой составляет 550 километров (11 дней пути верхом на лошади), а до центра аймака все 730 километров. Однако проехать по прямой через водоразделы Хилка, Чикоя и Онона вряд ли представляется возможным. Путешествие же по дорогам того времени заняло бы втрое-вчетверо больше времени, не говоря уже о том, что ехать пришлось бы по территориям, населенным отнюдь не дружественным населением.

Возвращения казаков с подводами, опять же в соответствии с летописью, Заболоцкий ждал на борту судна. Цель такого затворничества была понятна: местное население не пылало особой любовью к русским, а на корабле было в любом случае безопаснее. Всего на корабле оставалось 20 человек.

7 ноября Заболоцкий в сопровождении сына и еще шести спутников решил прогуляться по берегу. Летопись утверждает, что самого Заболоцкого и его спутников немедленно убили «брацкие люди» (то есть буряты). По другой версии, его убили ясачные люди хана Тарухая-табуна, которые знали о казне и стремились ее присвоить. Не исключено, что речь идет об одних и тех же людях.

Далее история становится еще более загадочной. Сразу после убийства Заболоцкого, на место происшествия прибыли мунгалы (то есть монголы), которые якобы силой заставили переводчика Семёнова продолжить путь и разыграть роль царского посла. Семёнов с честью справился с миссией и впоследствии, вернувшись в Россию, был награжден.

Очевидно, что в этой истории с лихвой нагромождены правда, вымысел и исторические фальсификации. Однако истину мы вряд ли когда-либо узнаем. Не исключено, что Заболоцкий на самом деле был убит своими спутниками, а всю историю просто придумали.

Через 30 лет, в 1681 году, на месте убийства был основан Николаевский скит. Основателями монастыря были двенадцать монахов Темниковского Санаксарского монастыря во главе с игуменом Феодосием и иеромонахом Макарием.  Это был передовой отряд Забайкальской духовной миссии, присланной по повелению царя Фёдора Алексеевича. Главной целью была просветительская деятельность среди бурят, монголов и тунгусов.

Монахи построили часовню, затем в 1700 году к часовне прирубили алтарь и освятили, как церковь.

История монастыря

В 1700 году Николаевский скит по благословению Преосвященного Игнатия, Митрополита Тобольского и Сибирского был преобразован в пустынный Посольский монастырь.

В основе изначального благополучия монастыря лежала инициатива основателя русской миссии в Пекине, купца из Яренска Григория Осколкова. На свои средства тот закупил 300 тысяч кирпичей для строительства в монастыре церкви, построил кельи для монахов, приобрёл книги, колокола и подарил монастырю скотный двор на месте которого позднее возникло село Степной Дворец (22 километра от монастыря). Однако в 1714 году Осколков умер в Монголии по пути из Китая. Его тело похоронено в Посольском монастыре.

В 1724 году Посольский монастырь был приписан к Иркутскому Вознесенскому монастырю. Вся церковная утварь и монастырское имущество были перевезены в Вознесенский монастырь. Посольский монастырь начал приходить в упадок. В 1727 году губернатор Сибири князь Долгоруков обратился в Правительствующий Сенат, с просьбой не закрывать монастырь В том же году приписка к Вознесенскому монастырю была снята, однако вплоть до 1746 года Посольский монастырь ежемесячно оплачивал содержание семи учеников в школе китайского и монгольского языка при Вознесенском монастыре.

В середине XVIII века Посольский монастырь начал приобретать важное торговое значение. В 1735 году от него до Троицкосавска (ныне город Кяхта) началось регулярное почтовое сообщение.

В 1761 году около монастыря были построены гавань и маяк. На землях монастыря начал свою деятельность основатель купеческого рода Сибиряковых — Афанасий Сибиряков, который  владел несколькими парусными судами, занимался рыбным промыслом, перевозкой людей и грузов.

Основной статьей дохода обители было рыболовство. К концу XIX века ежегодный доход с рыбных ловль Посольской обители составлял до шести тысяч рублей.

После пожара 22 октября 1769 года, истребившего почти все здания обители, был заложен существующий по сей день двухэтажный собор с нижним приделом во имя иконы Знамение Пресвятой Богородицы и верхним — в честь Преображения Господня.

17 июня 1777 года монастырь был ограблен беглыми каторжниками. После этого в нем был поставлен казачий караул с артиллерийской батареей.

В 1802—1812 годах в Посольском монастыре была выстроена Никольская церковь (освящена 10 декабря 1812 года), в 1820 году заложена на месте деревянной надвратная церковь из кирпича.

Во время Кругобайкальского восстания ссыльных поляков летом 1866 года монастырь охранялся несколькими казаками и крестьянами села Посольское.

В 1864 году на западной стороне ограды построены каменные ворота с калитками. В 1866 году у пристани была построена гостиница. В 1868 году вне монастырской ограды в северо-западной стороне построена часовня над могилой посла Заболоцкого. В 1870 году рядом с гостиницей построено зимовье и амбар для склада товаров, напротив гостиницы — здание телеграфной станции, а на южной стороне монастыря — богадельня.

В 1900 году монастырь из мужского был преобразован в женский. При монастыре в 1901 году был открыт свечной завод, который в первый год своей работы произвёл 600 пудов свечей. В 1902 году мощность завода увеличилась до 1,5 тысяч пудов свечей в год.

После Октябрьской революции 1917 года обитель закрыли, все её сооружения, кроме двух храмов, в 1930-е годы разобрали и вывезли. Архив монастыря был сожжен в 1917 году вместе с архиерейским домом.

В конце 1950-х годов разрушили световой этаж и снесли купола Спасо-Преображенского собора. До 1995 года монастырь использовали последовательно под клуб, школу и детскую психиатрическую больницу. После 1995 года от монастыря оставались лишь два полуразрушенных храма, остатки стен, он сам был заброшен.

В 2000 году началось возрождение монастыря. В настоящее время полностью восстановлена стена вокруг монастыря, восстановлены все храмы, трапезная, кельи, архиерейский дом, гостиница.

Как добраться

Посольский монастырь находится на окраине села Посольское, на берегу Байкала.

Добраться до него можно по Байкалу, из Листвянки (100 километров по прямой). Однако самый простой путь — по суше.

По Транссибирской железнодорожной магистрали можно доехать до станции Посольская (от Иркутска на поезде, от Улан-Удэ на поезде или на электричке). От станции Посольская до села Посольского — около 14 километров по дороге, проще всего дойти пешком до села Большая Речка и поймать попутку.

В теории от Улан-Удэ в Посольское ходит автобус, но расписание нестабильное. Время в дороге — чуть меньше трех часов.

При наличии личного автомобиля, необходимо доехать из Улан-Удэ (на запад) или Иркутска (на восток) по федеральной трассе Р258 «Байкал» до 320 километра (от Иркутска), и свернуть налево (при движении из Иркутска) по указателю «Большая Речка». Переехав железную дорогу и проехав поселок Большая Речка, следует двигаться по единственной дороге (разбитое асфальтовое покрытие) 13 километров до села Посольское.

Где остановиться

Летом можно остановиться в палатке прямо на берегу Байкала. Берег здесь сложен из крупной гальки, поэтому рекомендуется позаботиться о хороших надувных матрасах. Кроме того, в этой гальке регулярно застревают автомобили, следует быть аккуратнее.

На Байкале погода меняется очень быстро, внезапно налетевший шторм может поднять высокую волну и смыть палатку. Поэтому ставить лагерь необходимо достаточно далеко от берега.

В теории в селе Посольское есть одна или две гостиницы, однако они работают только в сезон, и именно в сезон они, скорее всего, переполнены.

В самом монастыре есть гостиница для паломников. В зимние месяцы она, как правило пустует, туда можно попроситься на ночлег. Однако следует понимать, что это монастырская гостиница, то есть проживание в ней по монастырским правилам, с ранним подъемом и обязательной молитвой. Гостиница бесплатная, как и еда в монастырской трапезной, но против добровольного пожертвование монастырь не возражает.

Вход в монастырь свободный, хотя по правилам требуется благословение иерарха, особенно на фотографирование. В реальности на это смотрят сквозь пальцы, особенно если соблюдать тишину.

Фото: Дмитрий Таевский

Добавить комментарий

О проекте | Контакты | Регистрация