Аларский район. Полежаевская гидроэлектростанция

В наше время Иркутская область широко известна каскадом гидроэлектростанций на реке Ангара. Это крупные производители электроэнергии. Они производят её столько, что хватает не только на нужды области, но так же идет на экспорт.

Каскад станций на Ангаре в пределах области был построен во второй половине 20 века. Однако ещё до возведения объектов большой гидроэнергетики в области существовали малые гидроэлектростанции. Об одной из них, Полежаевской станции — и пойдёт речь в этой статье.

Общий вид на Полежаевскую электростанцию.

Достопримечательности

Вообще, малая гидроэнергетика появилась на территории Иркутской области (тогда — ещё губернии) в 1896 году. Это была станция на реке Ныгри, она обеспечивала электроэнергией Ленские прииски.

Вскоре к ней добавилось ещё несколько мини-электростанций.

В 1930-1950 годы продолжилась практика строительства малых гидроэлектростанций. Были построены станции в Осинском, Нижнеудинском, Заларинском и других районах. Эти станции назывались межколхозными, поскольку обеспечивали электроэнергией производственные и сельскохозяйственные объекты села.

Самая «юная» из межколхозных станций — Полежаевская гидроэлектростанция. Она была построена в 1950-1954 годы. Мощность станции составляла до 800 кВт, однако её энергии хватало для обеспечения электричеством Черемховского и части Заларинского районов.

Станция проработала до 1976 года, после чего была закрыта как нерентабельная. К этому времени в области появились мощные Иркутская и Братская гидроэлектростанции, их энергия была гораздо дешевле. Со временем про станцию забыли.

Сегодня турист, посещающий станцию, может увидеть следующие объекты:

• Остов здания электростанции. Представляет из себя нечто вроде «живописных руин», лаконично вписан в окружающий пейзаж. Агрегаты и оборудование давно сняты. Крыши нет, внутри растёт трава и даже кусты.

Заросли в здании.

Однако по зданию как по мосту можно перейти с одного берега на другой.

Живописные руины электростанции.

• Полежаевская гидроэлектростанция построена не на самой реке Большая Иреть, а на канале, срезающем излучину реки. В этом месте река делала крюк, петлю. У основания петли прорыли канал, в самом низу которого построили станцию. Далее воду пустили по каналу, напрямую, минуя крюк. Тем самым проектировщики добились большего перепада высот и более высокой скорости воды. Сегодня по каналу быстро несется река, можно пройти по высокой дамбе канала и насладиться живописными видами.

• Левый и правый берега канала сразу за бывшей плотиной представляют собой солнечные красивые поляны.

На левом и правом берегах видны поляны.

В реке, где течение не такое быстрое, как в канале, плавают птицы. На полянках много ровного места, где можно поставить палатку или расположиться на пикник.

Поляна на левом берегу сразу ниже плотины.

Где остановиться

В поселке Полежаева нет гостиниц. Ближайший город с отелями — Черемхово. Он находится в 71 километре от поселка. Летом можно поставить палатку на полянке у гидроэлектростанции.

Но в целом расстояние от Иркутска до станции составляет 213 километров, то есть можно успеть утром выехать из областного центра и вечером вернуться обратно.

Как добраться

К поселку Полежаева, где находится гидроэлектростанция, можно проехать как на общественном, так и на личном транспорте. Общественный транспорт будет с пересадкой в городе Черемхово. Из Иркутска до Черемхово можно доехать на электропоезде или на маршрутном такси.

В Черемхово автокассы находятся у здания железнодорожного вокзала. Здесь следует пересесть на автобус, следующий до села Онот. На автобусе надо будет доехать до остановки Полежаева. Если выбрать проезд на общественном транспорте, точно потребуется ночевка: в летнее время надо будет взять с собой палатку, спальник, каремат и прочее снаряжение.

Зимой ввиду низких температур от ночевки в палатке лучше отказаться.

Удобнее ехать на личном или арендованном транспорте. Ниже описание пути. Дорога делится на три части: хорошая, удовлетворительная и не очень удовлетворительная. Хорошая дорога начинается от Иркутска и далее по федеральной трассе «Новосибирск-Иркутск» до поворота на село Голуметь. Это 168 километров пути (GPX-трек маршрута от федеральной трассы «Сибирь» до Полежаевской ГЭС).

Маршрут от федеральной трассы «Сибирь» до Полежаевской ГЭС.

Поворот на Голуметь сложно пропустить, он находится на кольце с круговым движением. В районе Черемхово на трассе это единственное кольцо. К поселку Полежаева ведет дорога на третьем съезде с кольца, если ехать из Иркутска.

Далее начинается местная дорога, ведущая к селам Голуметь и Онот. Первые километров 25 дорога в удовлетворительном состоянии. Здесь старое асфальтовое полотно, оно местами разрушено, есть колдобины и выбоины.

Через несколько километров после деревни Ныгда асфальт заканчивается, начинается гравийная дорога. Её состояние местами требует особого внимания водителя. Сама дорога ремонтируется, однако ремонт закончится ещё не скоро. Длина гравийной дороги составляет 35 километров.

По ней надо проехать село Голуметь, после готорого дорога ведет в гору, а затем спускается с горы. Почти сразу после спуска будут виднеться деревенские строения. Первое поселение — заимка Труженик — должно остаться слева, а следующий поворот налево — к посёлку Полежаева. У поворота, слева по ходу движения, стоит остановочный пункт с надписью «Полежаева».

Маршрут

После поворота на поселок Полежаева следует ехать все время прямо. Сначала путь ведет до деревни, далее через неё, пока дорога не выведет к деревянному мосту с «калиткой».

Мост с «калиткой».

Ехать на другой берег необходимости нет. Авто можно оставить у моста на обочине. Расстояние от поворота с остановочным пунктом до деревянного моста составляет всего 700 метров. Прибывшие на автобусе могут пройти это расстояние пешком без труда.

Здание бывшей гидроэлектростанции отлично видно с моста. Мост можно не переходить, а просто пройти левым берегом канала к самой станции.

Опасности

По пути к Полежаевской гидроэлектростанции основная опасность — это дорога. Особенно участок после населенного пункта Ныгда. Дорогу ремонтируют, но есть неровные места и даже места, где в распутицу или после дождей можно забуксовать.

У плотины можно подцепить иксодового клеща, потому важно заранее сделать страховку, одеться так, чтобы лодыжки и поясница были закрыты, обработать одежду акарицидным средством.

Зимой есть опасность замерзнуть, нужно одеться потеплее.

Другая зимняя неприятность — гололедица на дороге. Важно соблюдать скоростной режим.

Добавить комментарий

О проекте | Контакты | Регистрация