Кругобайкальская железная дорога (КБЖД)

Кругобайкальская железная дорога — участок Транссиба, построенный в период 1899-1905 год. До постройки КБЖД Прибайкальский и Забайкальский участки Транссиба связывались паромной или ледовой переправой через Байкал.

Сейчас КБЖД является действующей дорогой, по которой проходит местный поезд (называемый местными жителями «матаня»), туристические поезда и дрезины работников РЖД. 

КБЖД — одно из самых популярных мест пребывания туристов на Байкале. Как правило, туристы или путешествуют вдоль дороги на туристическом поезде, или идут пешком, или плывут на байдарках и других плавсредствах. Для велотуристов маршрут не особо интересен, так как проходится за день, и подъезды занимают больше времени, чем сам поход.

История

Официальное название КБЖД использовалось до 1912-1914 годов и распространялось на участок от порта Байкал до станции Мысовая. После строительства в 1956 году прямой ветки Иркутск — Слюдянка, под неформальным названием КБЖД подразумевается только тупиковый участок от порта Байкала до Култука.

Строительство КБЖД началось в конце 1899 года. Однако до самого сложного, скалистого участка от Слюдянки до порта Байкал, началось лишь в 1902 году. Комитетом по сооружению КБЖД была поставлена задача проложить 90 километров дороги за три года.

Участок строительства представлял собой преимущественно скалы, уходящие в Байкал и достигающие высоты 400 метров. Прибрежная терраса и дороги отсутствовали, поэтому доставка всех материалов осуществлялась по воде и льду. Подавляющая часть КБЖД проложена в тоннелях, мостах и искусственных полках, вырубленных в скале. Значительная часть участка укреплена подпорными стенками.

На каждый километр строительства КБЖД было потрачено около вагона взрывчатки и произведено земляных работ в объеме 400 вагонов. Вопреки исторической мифологии, на участке порт Байкал — Слюдянка не использовался труд заключенных, тогда как участок Мысовая — Слюдянка строился каторжниками. К строительству КБЖД было привлечено около 600 искусных итальянских инженеров, а также поляки и албанцы.

В первые годы строительства КБЖД на ней трудилось около девяти тысяч человек. С началом русско-японской войны в 1904 году число рабочих было увеличено до 13,5 тысяч.

16 октября 1905 года КБЖД была принята в постоянную эксплуатацию. Итоговая стоимость одного километра КБЖД составила около 130 тысяч рублей.

В 1917 году на КБЖД велись бои между красными, белыми и чехословаками. В ходе отступления красных войск был взорван «Киркидайский» тоннель N 39, что прервало движение по Транссибу на 20 дней.

В 1941 году вдоль КБЖД был размещен зенитный полк, в задачу которого входила охрана участка дороги от вероятного налета японской авиации. Полк состоял преимущественно из девушек, большинство из которых остались в байкальских поселках после войны.

До 1949 года по всей КБЖД проходил основной ход Транссибирской магистрали.

Как добраться

Попасть на КБЖД можно двумя способами.

Первый — через поселок Култук. Култук является узловой точкой на Транссибе и на федеральной автомобильной трассе «Байкал». До него ходят автобусы и электрички из Иркутска и Улан-Удэ (с пересадкой в Слюдянке). Сама железная дорога огибает Култук, поэтому выходить нужно на станции Партизанская или Чертова гора. Многие местные туристы выходят на станции Темная падь и спускаются к Байкалу по живописной долине (около пяти километров пешком).

Второй — через поселок Листвянка. До Листвянки ходят маршрутки из Иркутска (около 65 километров, примерно час пути). Однако из Листвянки необходимо переплыть через исток реки Ангары на пароме в порт Байкал. До порта Байкал из Иркутска также можно добраться на судне на подводных крыльях «Восток».

Туристы, путешествующие на автомобилях, обычно оставляют машины на одной из турбаз в поселке Култук и дальше идут пешком.

Маршрут

Отсчёт километров на КБЖД ведётся от станции Иркутск-Сортировочный, которая до 1934 года была административной границей Томской и Забайкальской железных дорог. Отсчёт шел вдоль старой, ныне затопленной Иркутским водохранилищем трассы, которая шла по правому берегу реки Ангары.

Таким образом, порт Байкал находится на 72 километре КБЖД, станция Слюдянка-II — на 161 километре.

Маршрут для подготовленного пешеходного туриста достаточно легкий, вся дорога (около 90 километров) проходится обычно за три-четыре дня. Никаких трудностей дорога не вызывает, так как вдоль железнодорожных путей почти везде есть хорошая тропа.

Мест для установки палаток более чем достаточно — как на «нижнем» берегу Байкала, там и в долинах, подходящих к железной дороге. Местные туристы иногда ходят в такие походы (естественно, в летние месяцы) без палаток, ночуя под мостами. Мосты каменные, сделаны еще в начале XX века, и надежно защищают от дождя. Однако большинство пространств под мостами используются туристами в качестве туалетов.

Местные жители не расположены пускать на ночлег, к тому же населенных пунктов на КБЖД немного. 

В порту Байкал и деревне Старая Ангасолка есть небольшие гостиницы.

Что посмотреть

Собственно вся красота КБЖД — это старинные мосты и тоннели в итальянском стиле.

Между ними — масса подпорных стенок, галерей и других сооружений.

И, конечно же, невероятно красивый Байкал и уникальная природа.

На станциях остались старые дома постройки конца XIX — начала XX века. У них характерная архитектура, по которой их сразу можно отличить от более современных построек.

В некоторых долинах сохранились развалины электростанций и казарм первой половины XX века.

На кладбище в селе Половина сохранились могилы строителей КБЖД.

Опасности

КБЖД проходит практически на всем протяжении по узкой «полке», вырубленной в отвесных скалах. Основная опасность похода по железной дороге связана именно с этим.

Со скал периодически падают камни. Иногда, раз в несколько лет, происходят серьезные осыпи, которые способны даже повредить железнодорожные пути. Несколько раз на КБЖД из-за этого происходили крупные катастрофы.

На скалы не рекомендуется пытаться залезть. Снизу они кажется легкими для лазания, однако это иллюзия. Число поминальных табличек — лишнее тому подтверждение.

Вниз с обрыва также можно упасть, так как практически везде там сыпучие камни и грунт.

Инженерные сооружения, большинству из которых более ста лет, достаточно надежны. Однако ограждения мостов далеко не всегда сплошные. Известно несколько случаев, когда фотографы, увлеченные съемкой, падали с таких мостов.

КБЖД проходит по горно-таежной местности, богатой животным миром. На дороге много медведей, встречаются волки (обычно зимой), рыси, кабаны. Однако основная опасность для туристов — это змеи, в основном щитомордники. Они любят греться на шпалах и сливаются с ними по цвету.

Неприятная особенность КБЖД — полное отсутствие медицинской помощи на всем ее протяжении. Формально существует фельдшерский пункт на станции Маритуй, но уровень медицинской помощи там вызывает серьезные сомнения. Нормальная медпомощь — только в поселке Листвянка и в городе Слюдянка, то есть в начале и конце маршрута.

 

 

 

Добавить комментарий

О проекте | Контакты | Регистрация