Монголия. Дороги и автомобили

Монголия стремительно развивается, и это касается, в том числе, и дорог.

В 2000 году в Монголии была лишь одна асфальтированная дорога — от Сухэ-Батора до Улан-Батора с ответвлением на Эрдэнэт. Все остальные дороги представляли собой грунтовку, проложенную просто по степи — по сути это были просто направления.

Сейчас в Монголии асфальтовые дороги соединяют практически все столицы аймаков, остальные дороги быстро асфальтируются.

Но, как говорится, есть нюансы.

Дороги строятся не очень качественно. Уже через год после строительства новой дороги, на ней могут начать образовываться выбоины, которые никто не собирается ремонтировать. Еще через пару лет эти выбоины превращаются в огромные ямы, зачастую шириной во всю дорогу. Попасть на такую яму на скорости — очень опасно.

Полиция и ПДД

Правила езды в Монголии практически не отличаются от российских. За исключением стиля езды, о чем расскажем ниже.

Ограничение скорости в городе — 50 километров в час (если нет других знаков), за городом — 80 километров в час. Допустимое превышение — 10% от скорости, то есть соответственно 55 и 88 километров в час. Камер в городах мало, за городом и того меньше. В городах много «лежачих полицейских», причем иногда очень неприятных, когда машина подпрыгивает даже на скорости 20 километров в час. Нюанс заключается в том, что по городу превышать разрешенную скорость достаточно безопасно — полиция обычно не обращает на это внимание, так как полиция на городских улицах есть только в Улан-Баторе, и она занята трафиком. А вот за городом иногда попадаются передвижные посты местной ГАИ, которая ловит за превышение скорости.

Такие передвижные посты очень хорошо оснащены — превышение скорости фиксируется задолго до того, как удается разглядеть стоящую на обочине полицейскую машину. В отличие от России, в Монголии нет правила обязательного включения мигалки для передвижного поста ГАИ, поэтому заметить полицию издалека затруднительно. В момент превышения фиксируется и скорость, и делается фото машины и номерного знака.

Монголия. Дорожная полиция

Штраф за превышение скорости не запредельный — в районе тысячи российских рублей. Как правило, полиция сносно говорит по-русски, деньги берет наличкой на месте, поэтому особых проблем с этим нет.

В городах полиция на дорогах максимально лояльна. Нам приходилось разворачиваться на глазах полицейского на одной из центральных улиц Улан-Батора через двойную сплошную. Полицейский нас остановил и вежливо посоветовал, где это лучше сделать.

На въездах в города иногда стоят передвижные посты ГАИ, которые проверяют водителя на алкоголь. Это также максимально автоматизировано — не выходя из машины можно дунуть в специальное устройство, которое сразу покажет уровень алкоголя в крови. Бывает это крайне редко, но злоупотреблять в дороге пивом или айрагом не стоит.

Полиция также курирует взимание платы на платных дорогах. Собственно платных дорог в Монголии нет, просто при приближении к городу ставится пост с шлагбаумом, и взимается плата за проезд. Плата мизерная — в районе российских 20 рублей, просто надо всегда держать эту сумму под рукой, чтобы не задерживать остальных участников движения.

С криминалом в отношении автомобилей мы никогда не сталкивались и не слышали о таком. Снять колеса, разбить стекло, вытащить магнитолу или лежащие в машине вещи — этого в Монголии просто нет.

Автомобили

Правительство Монголии в рамках международных соглашений максимально способствует приобретению своими гражданами новых автомобилей из Японии. Японский автомобиль в Монголии можно приобрести с огромными скидками.

В результате такой политики, количество японских автомобилей в стране буквально зашкаливает. Причем монголы — люди бережливые и экономные, поэтому основные автомобили в Монголии — это гибриды, как правило, «Toyota Prius», однако есть и другие марки.

Изобилие Тойот порождает серьезные проблемы для людей, путешествующих на других марках. Найти автосервис в Улан-Баторе обычно не составляет труда, а вот специализированный сервис для Субару, Сузуки или европейских марок — почти нереально. То же самое с китайскими автомобилями — в Монголии их попросту нет, несмотря на территориальную близость Китай. С корейскими машинами ситуация немного лучше — они есть, и в Улан-Баторе есть специализированные сервисы как минимум для Kia.

Про российские автомобили, за исключением УАЗ-ов, можно забыть. УАЗ-буханка, наоборот, настолько распространена в Монголии, что отремонтировать ее можно в любом мелком селении, что называется, «на коленке».

Улан-Батор. Пробки

Обилие автомобилей и быстрый переход монголов на этот вид транспорта с конного и мотоциклетного порождает массу проблем. Главная из них — это пробки в Улан-Баторе. В центральной части столицы страны пробки — с раннего утра до позднего вечера. Проехать по улице Мира быстрее скорости пешехода почти нереально весь световой день. Как правило, реальная скорость движения в пробках Улан-Батора в часы пик составляет 1-2 километра в час.

Количество автомобилей в Улан-Баторе создает колоссальную проблему с парковками. Собственно на проезжей части парковаться негде — для этого не предусмотрены никакие «карманы». Въезды во дворы в основном загорожены шлагбаумами, а там, где их нет, плотность парковки невероятно высокая. Ситуацию усугубляет практически полное бездействие полиции и милая манера монголов парковаться где попало. Даже официальные парковки гостиниц, как правило, забиты автомобилями тех, кто успел туда заехать и не имеет никакого отношения к отелю и его постояльцам.

Однако в Улан-Баторе изредка, но встречаются эвакуаторы. И до этого лучше не доводить, так как объясняться и выяснять, куда увезли машину, без знания монгольского крайне затруднительно. Поэтому парковаться прямо под знаком «Остановка запрещена» точно не стоит.

В других городах пробки практически отсутствуют, хотя количество машин, например, в Эрдэнэте достаточно большое.

Бензин

Стоимость 92-го бензина в стране ниже, чем в России, а вот 95-го — существенно выше. Все монголы ездят, как правило, на 92-м.

Удивительно, но 92-й бензин в Монголии определенно лучшего качества, чем в России, хотя его ввозят именно из России. Это заметно и по поведению двигателя, и по расходу. При прочих равных, расход в Монголии почему-то на литр, а то и два (на сто километров пробега) ниже, чем в России.

Многие объясняют это высотой (высота Улан-Батора составляет 1350 метров над уровнем моря), но с ростом высоты и разреженности воздуха мощность двигателя, наоборот, должна падать.

В городах 92-й бензин есть практически везде и всегда, с 95-м могут быть перебои. А вот в отдаленных населенных пунктах, особенно в Гоби, могут быть перебои с бензином, причем иногда значительные — до двух недель. При путешествии по Монголии всегда рекомендуется иметь в автомобиле запас бензина, хотя бы литров 20.

Кроме того, летом в Гоби и других жарких локациях АЗС днем не работают из-за температуры воздуха, так как высока опасность взрыва или воспламенения паров бензина.

В Монголии несколько сетей АЗС, как местных, так и федеральных. Особой разницы по качеству бензина среди них незаметно. Случаев разведения бензина никто пока не замечал. Однако по уровню обслуживания в лучшую сторону выделяется сеть «Петровис».

Стиль езды

Как уже было сказано, монголы совсем недавно массово пересели на автомобиль. До недавнего времени основным транспортом в стране были лошади и мотоциклы.

Поэтому монгольские водители ездят по улицам примерно так же, как они ездили на лошадях по степи. То есть если монголу нужно повернуть из крайнего правого ряда через три полосы движения и двойную сплошную на противоположную сторону — будьте уверены, он повернет. И при этом даже не покажет поворотник. Если монголу нужно выехать с боковой улицы на главную — он выедет, даже не глядя по сторонам и забыв про поворотники. Среди российских водителей, которые бывают в Монголии, для таких случаев есть даже специальный термин «монгольский разворот».

Поэтому иностранцу, который едет на автомобиле по монгольскому городу, нужно ехать максимально осторожно и постоянно держа в голове гениальную поговорку «Дай дорогу дураку».

К счастью, монголы максимально неагрессивны, в том числе и на дорогах, и всегда с пониманием относятся к ситуации, когда кто-то кому-то не уступил дорогу. Точно так же они всегда помогут в сложной ситуации. Нам удалось наблюдать картину, когда четыре монгола, попавшие на узком перекрестке в «клинч», когда ни одна машина не может двинуться с места, так как подперта другими, очень вежливо и грамотно «разрулили» ситуацию, помогая друг другу советами. Можно представить, как бы это выглядело в исполнении соотечественников…

Монголия. Загородная трасса

За городом монголы любят ездить по левой полосе (если она есть, конечно). Обгонять их при этом приходится с нарушением правил по правой полосе, что породило еще один термин «монгольский обгон».

Монголы за городом делятся на две категории. Первая — это основная часть водителей, которая никуда не торопится и едет со скоростью около 50 километров в час. Иногда монголы едут рядом двумя машинами, мирно беседуя и не давая себя обогнать. Злого умысла в этом нет — это привычка. Вторая — это достаточно профессиональные водители, которые гоняют быстрее, чем их российские коллеги. К счастью, таких мало.

Водят монголы очень неграмотно. Они совершают на дороге массу опасных маневров, могут неожиданно затормозить, могут припарковаться без включения поворотников, могут сделать разворот перед быстро едущей встречной машиной. Есть ощущение, что большинство водителей в Монголии плохо определяют скорость встречного транспорта. К тому же за рулем в Монголии очень много женщин, которые набивают в машину кучу детей, эти дети ведут себя очень вольно (само собой, не пристегнутые ремнями безопасности) и всячески отвлекают мать.

Нормальная картина в Монголии — отец и мать на переднем сидении, между ними крутится один или два ребенка, и еще несколько детей резвятся на заднем сидении.

Спасает монголов от тяжелых ДТП только то, что они, как уже было сказано, ездят очень медленно.

Фары

Монголы очень часто не включают фары даже в кромешной темноте. Как они при этом едут — непонятно. Однако это крайне опасно, так как можно вылететь на медленно едущую машину, которую до последнего момента просто не видно.

Монголы плохо понимают, что дальним светом они мешают встречным машинам. Езда по ночной трассе — это постоянное напоминание встречным водителям выключить дальний свет — и не со всеми это срабатывает.

Улан-Батор. Олимпийский проспект

Днем монголы мигают фарами по любому поводу. В стране не принято предупреждать фарами о какой-то проблеме на дороге или посте ГАИ, поэтому если монгол мигнул фарами — это всего лишь означает, что у него хорошее настроение и он рад вас видеть.

Помощь на дорогах

Монголы максимально доброжелательны ко всем остальным водителям. Если с вашим автомобилем что-то случается — будьте уверены, что каждый второй монгол остановится, и вам предложат помощь. Проблема лишь в языке — но в случае, если вдруг закончился бензин или спустило колесо, помогут гарантированно.

Шиномонтаж монголы делают плохо. Работа в основном вручную, монтировкой. Про балансировку можно забыть, особенно за пределами столицы.

Однако «Дугуй засвар» (шиномонтаж) есть практически в любом поселке, а на окраинах Улан-Батора их десятки.

На какой-то простой ремонт можно рассчитывать в любом поселке — умельцев хватает, монголы привыкли жить в суровых условиях и умеют ремонтировать многое буквально «на коленке». Вопрос лишь в том, как объясниться. А вот с серьезной поломкой придется добираться до города, и скорее всего это Улан-Батор.

 

 

 

Добавить комментарий

О проекте | Контакты | Регистрация