Бурятия. Скала «Англичанка»

Скала со странным названием «Англичанка» является одной из известных достопримечательностей Бурятии. Она находится в Селенгинском районе, на границе поселка Новоселенгинск.

Скала нависает над рекой Селенга неподалеку от ее слияния с Чикоем.

Легенда

Как водится, вокруг скалы с таким названием создана легенда (не имеющая ничего общего с реальностью).

В начале XIX века на правом берегу Селенги, в уединенном месте напротив города Селенгинск, поселились протестантские миссионеры из Лондона. Согласно легенде, миссионеры Роберт Юиль и Марта Кови привезли с собой в Сибирь взрослую дочь, которая оставила на родине возлюбленного. Не в силах терпеть расставание, девушка бросилась со скалы в Селенгу. После этого скалу назвали «Англичанка».

Скала Англичанка

По словам местных жителей, призрак босой девушки в одной рубашки по сей день бродит вокруг скалы. Считается, что если, стоя на вершине скалы, загадать желание, то призрак услышит и обязательно исполнит его.

Реальность

Реальная история не менее трагична, хотя и не имеет под собой никакой мистики.

В 1805 году российский император Александр I подписал Закон о религии, дающий свободу проповеди церквям и обществам, получившим официальную регистрацию в России. Этим правом воспользовалось Лондонское миссионерское общество, отправившее в Сибирь группу проповедников-миссионеров.

26 декабря 1814 года Лондонское миссионерское общество приняло решение открыть представительство в Иркутске. Десант миссионеров состоял из четырех миссионеров: Роберта Июлля, Эдварда Сталибраса, Корнелиуса Рамна и Вильяма Свана.

В 1817 году супруги Сталибрас и Рамн прибыли в Санкт-Петербург. Их принял лично император Александр I, который представил им кредит в семь тысяч рублей, еще семь тысяч рублей для строительства здания миссии, и выделил участок земли в Селенгинске. Селенгинск на тот момент был крупным русским форпостом на востоке страны, со статусом «заштатного города» и населением около двух тысяч человек.

26 марта 1818 года семьи Рамн и Сталибрас прибыли в Иркутск, где их встретил генерал-губернатор Восточной Сибири граф Михаил Сперанский. Сперанский был крайне удивлен планами миссионеров проповедовать протестантские идеи среди бурят, не зная при этом ни бурятского, ни монгольского, ни даже русского языка.

После изучения Иркутска, миссионеры отказались от создания миссии в этом городе. В Иркутске было сильно влияние православной церкви, а также католической и лютеранской церквей. Целью же протестантских миссионеров были Монголия и Китай. Именно поэтому они избрали своей базой Селенгинск, находившийся на Кяхтинском тракте — главном пути в Китай через Монголию.

В 1819 году заболела Бетти Рамн и врачи рекомендовали ей лечение в Санкт-Петербурге. В декабре того же года семья Рамнов покинула миссию. В Селенгинске осталась семья Сталибрасов, которая приобрела дом на берегу Селенги, который ранее планировался под почтовую станцию.

В январе 1820 года к миссии присоединилась семья Юиллей и неженатый миссионер Вильям Сван.

Британские миссионеры столкнулись в Селенгинске с массой трудностей и проблем, а также с фактической невозможностью выполнения своей миссии. Хотя миссионеры старательно изучали бурятский и монгольский языки, проповедовать христианство на них было крайне затруднительно. Кроме того, миссионеры столкнулись с фактом, который они вряд ли могли предвидеть: практически всё местное население было неграмотно.

Здания Английской миссии в Селенгинске. Рисунок художника Янченко из книги А. И. Мартоса «Письма о Восточной Сибири». 1823 год.

Немаловажным фактором фактического провала миссии было то, что миссионеры прибыли на территорию, на которой уже долгое время успешно сосуществовали православие, шаманизм и буддизм, которые мирно уживались друг с другом. Местному населению были непонятны идеи протестантизма, что существенно усиливалось соответствующей пропагандой со стороны православных и буддийских священников.

Светские власти же подозревали в миссионерах шпионов и также не приветствовали их деятельность.

Поэтому британские миссионеры сделали ставку на образование населения. В 1824 году из Санкт-Петербурга в Селенгинск был доставлен печатный станок. Так как переводов богослужебных книг на монгольский язык ещё не существовало, то миссионеры самостоятельно переводили Библию и школьные учебники. Большую часть работы выполнил Роберт Юилль.

В 1826 году Сара Сталибрас открыла в Селенгинске школу для девочек, в которой преподавалось рукоделие, ремёсла, готовились гувернантки. Вильям Сван и Роберт Юилль оказывали местному населению медицинскую помощь. Юилль открыл в своём доме аптеку.

В 1827 году от тифа умерла Марта Кови (жена Роберта Юилля) и три их дочери.

В 1828 году в Селенгинске были открыты классы для детей, где преподавались общеобразовательные дисциплины, а также религиозные предметы. Преподавание велось на монгольском языке.

Миссионеры занимались самообразованием и изучением истории и культуры буддизма. Они массово скупали тибетскую религиозную литературу — по некоторым свидетельствам, всего им было привезено 30 возов таких книг.

В 1828 году между миссионерскими семьями возник конфликт, и они решили разъехаться. Сталибрас основал новый миссионерский стан на реке Кодун у крупного Кодунского дацана, в 15 верстах от Степной думы. Сван переехал на реку Ону (нынешний Хоринский район Бурятии), где после 1832 года создал школу. В Селенгинске остался только Роберт Юилль, который к тому времени полностью обрусел и просил называть его Романом Васильевичем, и его сын Самуил.

Вид на место, где стояла миссия англичан. Справа скала Англичанка, слева на берегу могила Марты Кови.

В 1830 году британские миссионеры обратились в Министерство внутренних дел и Святейший Синод с просьбой о разрешении им крестить бурят по протестантскому обряду. Рассмотрение вопроса длилось три года, после чего последовал отказ с объяснением, что если буряты желают принять христианскую веру, то их следует отправлять в православную церковь. Тем не менее, за время своего пребывания в Бурятии, миссионеры тайно крестили около ста человек.

В 1832 году Роберт Юилль начал строительство в Селенгинске нового большого здания трехлетней школы под названием «Селенгинская академия для обучения молодежи языческих племен Сибири». В школе преподавался ряд предметов, достаточно уникальных даже для российских столиц: арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра, история, логика, Священное Писание, Библия; языки: русский, латинский, греческий, английский, древнееврейский, монгольский, тибетский, маньчжурский, бурятский язык и его диалекты.

Следует отметить, что практически все выпускники академии стали учителями церковно-приходских школ.

В марте 1834 года в Селенгинск приехал типограф Джон Аберкромби, и в конце того же года в типографии Селенгинска были отпечатаны первые 500 экземпляров «Книги Бытия» на монгольском языке. К этому времени Роберт Юилль составил монгольско-русский, русско-монгольский, монгольско-маньчжурский словари с кратким объяснением слов по-монгольски, начал англо-монгольский словарь, написал монгольскую грамматику на английском, а для бурят и на монгольском языке, перевёл на монгольский арифметику, геометрию, тригонометрию и практическую геометрию.

В 1825 году скончался император Александр I. Пришедший ему на смену Николай I отменил все религиозные послабления, и началось вытеснение протестантских миссий из России. Ситуация усугубилась тем, что в 1839 году Лондонское миссионерское общество исключило из своих рядов Роберта Юилля по причине того, что он прекратил миссионерскую деятельность и увлекся обучением.

7 июля 1840 года указом императора Николая I Английская миссия в Забайкалье была ликвидирована. Все миссионеры, за исключением Роберта Юилля и его сына, уехали на родину.

При чем здесь скала?

Именно под скалой была похоронена Марта Кови и три ее дочери. Красивый белый памятник жене английского миссионера и дал название скале.

Любопытно, что за прошедшие два века памятник не было разрушен. Местные жители помнят о роли миссионеров в развитии Селенгинска, и любовно ухаживают за могилой.

Новоселенгинск. Памятник на могиле Марты Кови, жены британского миссионера Роберта Юилля.

Памятник миновали и большевистские преобразования — хотя не исключено, что немалую роль в этом сыграли декабристы Константин Торсон, живший в Селенгинске с 1837 года, и Михаил и Николай Бестужевы, находившиеся в ссылке в Селенгинске с 1839 года. Они безусловно, общались с миссионерами.

Как добраться

Посмотреть на скалу «Англичанка» во всей ее красе лучше всего от могилы Марты Кови в поселке Новоселенгинск. Для этого нужно свернуть в поселок с Кяхтинского тракта на 117 километре налево, проехать по улице Горького (центральной) до пересечения с улицей Куйбышева, повернуть по ней налево, а после перекрестка с улицей Фрунзе свернуть на безымянную улицу направо, и выехать на берег Селенги. Могила Марты Кови видна издалека, она белого цвета. А прямо над ней возвышается скала «Англичанка». (Gpx-трек проезда к могиле, Gpx-трек проезда к скале).

Залезть на скалу можно прямо от могилы, но не рекомендуется — там повсюду скальная осыпь, которая достаточно опасна.

Для того, чтобы попасть на вершину «Англичанки», нужно с улицы Горького повернуть налево по указателю «Мемориал декабристов». Это прямая асфальтированная дорога, уходящая в степи. Через три километра после поворота с улицы Горького, направо уходит проселочная грунтовая дорога, которая подходит прямо к подножию «Англичанки» со стороны берега.

Скала Англичанка.

На вершине скалы необходимо быть аккуратным и по возможности не уходить с огороженного настила. Скала разрушается, возможны обвалы и осыпи.

С вершины скалы видны остатки старого Селенгинска, «стрелка» рек Селенга и Чикой, а также открывается бесподобная панорама.

Где остановиться

В самом Новоселенгинске гостиниц нет. Однако расстояние от центра Улан-Удэ до Новоселенгинска — всего 132 километра по хорошей трассе, поэтому особого смысла в ночлеге нет. В крайнем случае можно переночевать в Гусиноозерске (25 километров от Новоселенгинска), правда, уровень гостиниц в этом городе очень невысокий.

Также можно остановиться в палатке или трейлере у подножия «Англичанки», однако следует учитывать два фактора. Во-первых, это весьма популярное место, куда могут неожиданно приехать несколько автобусов с туристами. А во-вторых, воду из реки Селенга пить нельзя — она очень грязная. Поэтому воду следует брать с собой.

 

Добавить комментарий

О проекте | Контакты | Регистрация