Кяхтинский тракт. Автомобильная трасса А340 Улан-Удэ — Кяхта

Федеральная автомобильная трасса А340, проходящая от Улан-Удэ до границы с Монголией, является крайне интересной для туризма как сама по себе, так и в качестве простого и короткого пути из Южной Сибири в Монголию.

Ранее дорога называлась «Кяхтинский тракт», затем — федеральная трасса А165.

Магистраль является самым северным элементом азиатского маршрута — международного транспортного коридора Россия-Монголия-Китай. По ней можно добраться до городов Сухэ-Батор и Улан-Батор, и далее по ходу азиатского маршрута АН3 — до Внутренней Монголии и восточных провинций Китая.

На протяжении всего тракта, помимо красивейших видов, имеется масса достопримечательностей, природных объектов, храмов.

Мы рассматривает данную трассу с точки зрения водителя личного автомобиля. Однако трасса может быть интересна и велотуристам.

Общая длина трассы — 218 километров. За исключением нескольких небольших участков, она имеет хорошее асфальтовое покрытие и относительно безопасна. При движении с разрешенной в России скоростью 105-108 км/ч, трасса проходится в летнее время ориентировочно за три часа.

На всем протяжении трассы работает ГИБДД, камеры фиксации нарушений ПДД.

Иволгинский район

После выезда из города Улан-Удэ (мимо аэропорта, минуя поворот на Иркутск, направо, и Читу, налево на кольцевой развязке) трасса проходит через ряд пригородных поселков, малоинтересных в туристическом смысле: Нур-Селение, Нижняя Иволга, Иволгинск. Все эти селения представляют собой одноэтажную современную сельскую застройку. Во всех поселках есть супермаркеты и автозаправки со всеми видами бензина.

Вид на Нижнюю Иволгу.

На что можно обратить внимание.

Мемориал военным летчикам на 7 километре трассы, слева по ходу движения.

Поворот на плато Тапхар на 7 километре, слева по ходу движения. Плато достаточно обширное, для его полноценного осмотра необходимо два-три часа. До плато и его достопримечательностей можно проехать на автомобиле с высоким клиренсом.

Поворот на Иволгинский дацан на 20 километре, направо по ходу движения. Однако в Иволгинский дацан быстрее и удобнее свернуть раньше, в селе Иволгинск.

Иволгинский дацан.

Ключевский перевал (он же перевал Барисан) на 27 километре трассы.

Санаторий «Янгажинский аршан Ута Булаг» на 30 километре.

Граница с Селенгинским районом проходит на 48 километре.

Селенгинский район

Абрамовское озеро на 63 километре трассы.

Поворот направо на улус Тохой, через который дорога идет на курортное озеро Щучье и дальше на старый Чайный тракт через хребет Хамар-Дабан на 82 километре.

Загустайский буддийский дацан «Дэчен Рабжалинг» школы гелуг на 87 километре справа.

Загустайский дацан.

На 92 километре трассы начинается город Гусиноозерск.

Архитектурная стилистика Гусиноозерска сохранилась со времен ГУЛАГа.

Основные достопримечательности города — бывшая зона ГУЛАГ, Гусиноозерская ГРЭС, Гусиное озеро. В Гусиноозерске имеются супермаркеты, кафе и заправки со всеми видами бензина.

Вид на Гусиноозерскую ГРЭС и многолетние отвалы отработанной породы.

На 102 километре — перевал Убиенный, на нем скульптурный комплекс «Стоянка Гэсэра».

На 105 километре вправо уходит региональная автотрасса Р440 Гусиноозерск — Закаменск. На развилке находится памятник ссыльному украинскому гетману Демьяну Многогрешному, который регулярно подвергается нападению вандалов. Второй поворот на ту же дорогу — на 117 километре.

Памятник Демьяну Многогрешному.

На 111 километре слева — Талын Харгана, буддийский комплекс Ацайского дацана.

На 117 километре поворот налево на Новоселенгинск, мемориал декабристов и гору Англичанка.

Вид с горы Англичанка на старую церковь в заброшенном селе Селенгинск.
Новоселенгинск. Памятник на могиле Марты Кови, жены британского миссионера Роберта Юилля (начало XIX века).
Центр Новоселенгинска.

На 123 километре трассы — мост через реку Селенга. На самом мосту останавливаться запрещено, но по обе стороны от моста прекрасные обзорные площадки с красивыми видами.

На 135 километре справа буддийский комплекс Хониной Нуга.

На 142 километре перевал Поворотный.

На 163 километре перевал Хурайский. По перевалу проходит граница Селенгинского и Кяхтинского районов.

Кяхтинский район

На 179 километре трассы Калининский перевал.

На 187 и 203 километре повороты направо, на село Усть-Кяхта и улус Хоронхой.

Важно! Начиная с этого места, вы находитесь в пограничной зоне. Вы должны иметь с собой российский паспорт и разрешение на пребывание в погранзоне (получить можно в Управлении ФСБ по республике Бурятия), или российский и заграничный паспорт, если вы едете транзитом в Монголию.

По обеим сторонам трассы могут находиться военные полигоны, может ездить бронетехника и размещаться точки видеонаблюдения. Поэтому заходить и тем более заезжать в лес крайне не рекомендуется.

Военные полигоны обозначены характерными черно-белыми столбиками.

Охраняемый военный полигон рядом с Кяхтой.

На 207 километре находится начало объездной трассы города Кяхта, поворот на город Наушки, а также КПП пограничной службы. У вас проверят документы, автомобиль и выяснят цель визита.

Останки Троицкого собора в Кяхте.

На 217 километре направо уходит еще одна дорога на Кяхту, а налево — на региональную дорогу Р441 на Бичуру и Мухоршибирь. По этой же дороге можно закольцевать маршрут и вернуться обратно в Улан-Удэ.

Восстановленная Воскресенская церковь в Кяхте.

Кяхта — очень интересный исторический город. Для его полноценного осмотра требуется минимум два-три дня.

На 218 километре находится пограничный пункт Кяхта — Алтанбулаг. Пункт работает круглосуточно. Время досмотра и оформления документов, в зависимости от очереди — от получаса до 3-4 часов.

Рядом с пограничным пунктом справа — автозаправочная станция со всеми видами бензина. Советуем заправиться там по полной, так как в Монголии далеко не везде есть АЗС, а 95-й бензин обычно встречается только в крупных населенных пунктах.

Фото: Дмитрий Аккерман, Ольга Новикова

Добавить комментарий

О проекте | Контакты | Регистрация