Олхинское плато. Скальник «Царские ворота»

Царские ворота – это гигантская арка, созданная природой. Она расположена в достаточно укромном и труднодоступном районе Олхинского плато и скрыта от лишних глаз сибирской тайгой.

Олхинское плато – это горно-таёжный район между Иркутским водохранилищем с одной стороны, рекой Иркут с другой и озером Байкал с третьей.

По своей сути Олхинское плато представляет собой предгорье Восточного Саяна, по территории которого протекают реки Большая Олха и Малая Олха, они-то и дали название этому району, богатому на скалы-останцы.

Достопримечательности

Скальник «Царские ворота» имеет высоту 32 метра – внушительно для останцев Олхинского плато, где большинство скал не превышает 20-25 метров.

Вид на арку скальника с юга.

Ворота представляют собой арку с проходом высотой около 6-7 метров. Вокруг скальника проходит тропа, она то теряется, то появляется, так что можно обойти и сфотографировать останец с разных сторон. Впрочем, весь скальник охватить стандартным объективом телефона или фотоаппарата будет сложно: настолько он большой и величественный. Отсюда и название – «царские».

Арка Ворот. Вид с юга.

На вершину Царских ворот без соответствующей подготовки и снаряжения подняться вряд ли удастся, да это и опасно. Однако на восточное и западное плечи скальника можно залезть, и это будет безопаснее и проще.

Вид на золотую осень с восточного плеча Царских ворот.

На западном плече ворот даже стоит приставная деревянная лестница. На полянке у самого скальника составлены лавки и даже стол.

Вид с западного плеча в сторону хребта Хамар-Дабан.

Царские ворота являются геологическим памятником природы регионального значения.

Вид с западного плеча в сторону Восточного Саяна.

Еще одна особенность района Царских ворот и пути к ним – это район многолетней активной деятельности сборщиков дикоросов, в частности, брусники, черники, кедрового ореха.

Таежная шелушилка для кедровых шишек. Ранее, когда она действовала, сюда привозили шишку, а в машинке её очищали, и увозили уже орешки.

В сентябре, в год, богатый на кедровые орехи, в окрестностях Царских ворот можно собирать шишки прямо под ногами вдоль дороги.

Где остановиться

Туристической инфраструктуры вблизи от Царских ворот нет. Туристу необходимо либо успевать за день вернуться в Иркутск, либо рассчитывать на палатку, принесённую с собой, либо чётко знать, где находится ближайшее зимовьё, чтобы заночевать там.

Как добраться

Если имеется внедорожник, то необходимо по автодороге «Иркутск – Чита» (она также именуется Култукским трактом и дорогой «М-55») доехать до 84 километра (сразу после поворота на станцию Андриановскую и путепровода через железную дорогу, либо от станции Поворот), повернуть направо и вниз, и далее по лесовозным дорогам приехать к поляне, от которой останется пройти до Царских ворот всего 700 метров.

Арка Ворот. Вид с севера.

Если есть автомобиль обычной проходимости, то из Иркутска по автодороге «Иркутск-Чита» необходимо доехать до посёлка Култук (95 километров от Иркутска), далее в Култуке по указателю «Монды» повернуть направо по ходу движения и проехать ещё около 7 километров до урочища Карантин.

Урочище – это место, которое договорились (уреклись) называть определённым образом. Нередко урочища остаются на месте исчезнувших деревень, однако у урочища Карантин совсем другая история. В советские времена на большой поляне урочища выдерживали на карантине скот, импортированный из Монгольской народной республики, прежде чем присоединить к советским барашкам, лошадкам и коровам. Выдержать на карантине требовалось, чтобы не занести инфекцию в советское стадо и не допустить повального падежа скота.

Так вот, в урочище Карантин можно оставить автомобиль, и дальше придётся пройти пешком. Путь в одну сторону составляет около 12 километров. В начале пути, через пятьсот метров, будут самые сложные 2 километра пути – серпантин, по которому предстоит набрать 400 метров высоты.

Внизу серпантин. За ним предгорья хребта Хамар-Дабан. Фото сделано вечером, уже при возвращении на Карантин

Далее турист выходит на плато, участков с крутыми подъёмами больше не будет. Оставшиеся почти 9 километров надо будет пройти по лесовозным дорогам, пока туристы не попадут на ту самую поляну, куда можно доехать на внедорожнике. А дальше тропа 700 метров до самого скальника.

Выше описаны два варианта для однодневного путешествия к Царским воротам. Если рассматривается вариант с ночёвкой, то можно из Иркутска приехать на электричке либо до остановочного пункта Поворот, либо до остановочного пункта Вербный. Далее пешком, причём от Поворота подъёмов будет меньше.

Опасности

По пути на Царские ворота туриста поджидают следующие опасности:

  • Встреча с медведем. Район Олхинского плато, примыкающий к Царским воротам, довольно редкопосещаем, и увидеть по пути следы Потапыча – обычное дело. Риск встретиться с ним здесь выше, чем в районе других скальников Олхинского плато, потому туристу необходимо будет взять фальшфейер (для судоводителей, в непромокаемой упаковке), не лишним будет так же сигнал охотника либо звуковой горн, либо шумовая бытовая пиротехника (такая продаётся в магазинах пиротехники).
Увидеть следы хозяина тайги по пути на Царские ворота – обычное явление.
  • Обезвоживание. По пути на Царские ворота не всегда бывает вода, потому крайне желательно взять её с собой в достаточном количестве, учитывая прогноз погоды. Например, в жаркий летний день воды потребуется больше, чем в прохладный день с ветерком.
  • Травмирование на скользких участках после дождя или в зимнее время года. Особенно это касается скальника, если по нему лазать, когда он мокрый или обледеневший.
  • И именно в районе Царских ворот в мае и особенно июне очень много иксодовых клещей. Особенно опасаться их не стоит, так как клещу необходимо около двух часов, чтобы найти тонкую кожу и впиться. Поэтому регулярные осмотры спасут от опасных членистоногих.

Помимо этого, зимой, начиная с ноября и примерно по апрель пройти к Царским воротам будет затруднительно, если нет лыж и навыка ходьбы на них. Причина – глубокий снег и необходимость тропежки, затрудняющей темп движения.

 

Добавить комментарий

О проекте | Контакты | Регистрация