Автомобильная трасса «Саяны» (04К-029 или К-18)

Трасса «Саяны», известная также как региональная дорога 04К-029 (старое обозначение К-18), крайне интересна и в туристическом, и в познавательном аспектах. К сожалению, она очень малоизвестна среди любителей автомобильного и велосипедного туризма.

Трасса проходит через совершенно дикие таежные и горные местности, фактически дублируя федеральную трассу Р-257 (М54) «Енисей», однако по противоположному, правому берегу Енисея.

Как нас туда занесло

У экспедиционной группы Хамара была идея пройти на автомобилях вдоль легендарной «Трассы мужества» — железнодорожной магистрали Абакан-Тайшет. Однако после изучения дорожной ситуации группа пришла к неутешительному выводу о том, что пройти трассу полностью невозможно.

На автомобильной трассе Р-255 «Сибирь» при движении от Тайшета на запад, на пересечении с рекой Конторка имеется съезд на автомобильную дорогу, идущую вдоль «Трассы мужества». Эта дорога идет вверх по течению реки Бирюса до сел Заречное и Троицк, затем вдоль притока Бирюсы — реки Туманшет, до поселка Венгерка, после чего обрывается в районе железнодорожной станции Саранчет. Не исключено, что в середине июля можно проехать дальше по лесовозным трассам, но в мае мы просто побоялись туда соваться. Как говорится, чем круче джип, тем дальше бежать за трактором, мы же были на скромных «Субару Форестерах».

Дальше по ходу железной дороги, автодорога появляется только в районе села Хайрюзовка.

Поэтому значительный участок «Трассы мужества» мы оставили на другую экспедицию, а сами проехали по автотрассе «Саяны», которая больше чем на две трети проходит рядом с «Трассой мужества».

Общая длина трассы «Саяны» — 380 километров (у нас по треку получилось 398). При сухой погоде летом трасса проходится за ходовой день, однако следует понимать, что значительная ее часть — гравийные горные дороги крайне невысокого качества. (Gpx-трек маршрута).

На всем протяжении трассы мы не встретили ни одного кафе (за исключением поселка Курагино), ни одного сотрудника полиции (опять же за исключением Курагино) и ни одной АЗС (кроме указателя в Артемовске). От Курагино на юг, до Минусинска и Абакана, уже начинается цивилизация. Устойчивая мобильная связь имеется только на участке Курское — Курагино — Минусинск. Также отсутствуют услуги шиномонтажа, автосервисы, мало продуктовых магазинов (но на железнодорожных станциях они бывают). Относительная цивилизация имеется в городе Артемовске (банкомат, мобильная связь, непонятного качества АЗС и пара магазинов), но следует понимать, что городом этот золотоносный прииск назван совершенно условно — в нем проживает всего полторы тысячи человек.

Считается, что трасса начинается в Минусинске и заказчивается в Кускуне. Однако, так как мы ехали в другую сторону, то и описание сделано «наоборот».

Манский район

Трасса «Саяны» начинается в селе Кускун Манского района Красноярского края. Съезд при движении на запад по федеральной трассе Р-255 «Сибирь», поворот налево.

Практически весь Манский район когда-то был населен татарами, вследствие чего ряд населенных пунктов имеет оригинальные для русского уха названия: Кувай, Балай, Кирза, Кияй.

Манский район известен своей активной партизанской деятельностью в период Гражданской войны. Благодаря горно-таежной местности и хорошему знанию местности, местные жители, действовавшие на стороне Красной армии, эффективно громили колчаковские части.

Через пять километров есть отворот направо на красивое озеро Кыргызкуль (он же «Зеленые горки»). Отдохнуть и искупаться там вряд ли получится, так как это просто лесное озеро. Но рыбалка и виды обеспечены.

Асфальтированная часть дороги в основном такая.
Или такая.

Через 19 километров после сворота с трассы «Сибирь» в селе Камарчага автомобильная дорога пересекается с Транссибом.

На 26 километре трассы слева находится местный аэродром «Манский».

На 31 километре, на пересечении с реками Большая Ангажа и Шало, расположено село Шалинское — райцентр Манского района. Считается, что именно с Шалинского начинается в этом районе Восточный Саян. Высота села над уровнем моря 380 метров.

Рядом с Шалинским находится большое озеро Раухово длиной около километра, это хорошее место для отдыха и отличная рыбалка.

На 59 километре перед мостом через реку Тюлюп — сворот направо, на тупиковую дорогу, пересекающую водораздел Тюлюпа и Большого Унгута и выходящую на села Новоалексеевка, Большой Унгут, затем на реку Мана и на села Малый Унгут и Жержул.

Долина реки Тюлюп — мрачноватое место.

На 66 километре трасса подходит к знаменитой реке Мана, которая дала свое название району. Слева по ходу движения — Чертова гора. Здесь же на берегу находится так называемая «Манская поляна», место паломничества водных туристов. Именно отсюда начинаются сплавы по реке Мана. На Манской поляне проводится ежегодный бардовский фестиваль «Высоцкий и Сибирь».

Река Мана.

На 70 километре трассы расположено село Нарва. В центре села — мост, пересекающий Ману.

Село Нарва — островок цивилизации в этих краях. Здесь есть больница, школа, детсад, отделение авиалесоохраны. После Нарвы асфальт становится очень разбитым, а затем превращается в гравийку. Асфальт встречается лишь кусками.

Дальше дорога примерно такая. В лучшем случае.

На 83 километре трассы находится село Орешное. В четырех километрах к востоку от села, вверх по течению реки Таежный Баджей на правом берегу реки, находится знаменитая пещера Большая Орешная. Половину пути до пещеры можно проехать на автомобиле, оставить его на краю поселка и дальше дойти пешком.

Откосы дороги недвусмысленно говорят о том, что здесь много железа, меди, цинка и руд других металлов.

На 99 километре трассы слева находится село Степной Баджей. К северу от села, вдоль реки Степной Баджей, находятся две пещеры — Белая и Баджейская. До пещеры Белая идет тропа по правому берегу реки, до Баджейской пещеры тропа немного не доходит (около 500 метров).

На 122 километре трассы делает крутой поворот направо. Прямо идет старый участок трассы, в районе села Выезжий Лог выходящий на «Трассу мужества», пересекающий ее и уходящий вдоль трассы на север — до сел Мина, Вершина-Рыбное, Стойба, и в итоге выходит на региональную дорогу 04К-035.

Предгорья Саян.

С этого поворота автомобильная трасса идет вдоль железнодорожной «Трассы мужества».

Развилка Выезжий Лог — Жайма.
Дата съемки — последние числа мая.

На участке 137-149 километр трасса огибает красивейший Синий хребет с самой высокой точкой — пиком Аргыджек (высота 1511 метров) и спускается к реке Кувай, вдоль которой располагается несколько золотоносных приисков.

Отработанное золотоносное месторождение.
Редкие деревни по пути выглядят примерно так.

Дальше дорога на протяжении десяти километров огибает горный массив, спускается к реке Крол, пересекает ее и еще около десяти километров идет по узкой полосе между рекой и железной дорогой.

На всех опасных спусках устроены «улавливающие карманы» на тот период, когда на дороге лед или накат. В карман можно заехать и естественным образом затормозить машину — в карманах сделан крутой подъем.

Следует обратить внимание, что этот участок идет по самому берегу Крола, и во время паводков может заливаться водой.

Далее река Крол уходит на юго-восток, а дорога поворачивает на юго-запад.

Река Крол весьма живописна.

На участке 171-181 километр дорога идет вдоль горы Тихон Шабунский (находится слева по ходу движения), а справа по ходу находится Крольский железнодорожный тоннель длиной 2,2 километра. Первая нитка тоннеля проложена в 1961-1965 годах, вторая завершена только в 2008 году.

171 километр. Дорога выглядит так не из-за дождей, а из-за близости реки Крол.

Курагинский район

Далее дорога уходит в Курагинский район, попадает в долину реки Сейба, которая затем впадает в реку Сисим.

Река Сейба.

На 205 километре находится село Щетинкино, названное в честь легендарного командира партизанского соединения Петра Щетинкина.

Памятник Петру Щетинкину на станции Щетинкино.

Высота села — 807 метров над уровнем моря.

Станцию Щетинкино трудно назвать живописной.

В районе села Щетинкино на реке Сисим находится большой золотоносный прииск.

После работы золотодобывающей драги на многие десятилетия остается «лунный пейзаж».

На 208 километре автомобильная трасса пересекает Козинский перевал, железная дорога уходит в Козинский тоннель.

Козинский перевал.
Спуск с Козинского перевала.

Начиная с 208 по 214 километр автомобильная трасса уходит в сторону от железной дороги, которая огибает гору и долину, проходя Второй и Третий Джебские тоннели, а также Козинский виадук — на момент строительства самый высокий железнодорожный мост в СССР (длина 355 метров, высота 65 метров).

Изгибы железной дороги в районе Джебских тоннелей.

Дальше дорога уходит в долину реки Джебь и идет, периодически пересекая ее, рядом с железной дорогой. На 230 километре справа по ходу находится Лысогорское золоторудное месторождение на склоне Лысой горы (высота 1100 метров).

Регулируемых переездов на трассе нет в принципе.

На 238 километре дорога пересекает станцию Кошурниково. Налево по ходу движения — отворот на город Артемовск (до города около двух километров).

Здесь уже появляется асфальт, но лучше бы его не было.

После станции Кошурниково слева остается Осиновый хребет, дорога продолжает идти вдоль реки Джебь. На 248 километре дорога разветвляется.

Река Джебь.

Налево дорога уходит вдоль основной железнодорожной магистрали, выходя на реку Кизир, поселок Усть-Каспа, село Журавлево, село Кордово и соединяясь с основной трассой в районе Курского железорудного карьера. В районе Усть-Каспа находится одноименный горнолыжный курорт, санные трассы, несколько турбаз и баз отдыха.

Долина реки Кизир уникальна своим климатом. Количество осадков достигает 500 мм, среднегодовая температура колеблется от 0°С до минус 1°С. Безморозный период длится около 100 дней. Эта местность буквально создана для горнолыжного спорта.

Трасса вполне подходит для подготовленных велотуристов.

Направо автомобильная трасса уходит одновременно с железнодорожной веткой на поселок Краснокаменск — поселок горняков железорудных месторождений «Рудный Каскад», «Одиночное», «Маргоз». На 252 километре дорога уходит прямо на Краснокаменск, основная трасса поворачивает под прямым углом налево.

Старинные домики — старые в прямом смысле.

С Курского появляется нормальный асфальт на дороге.

На 284 километре дорога уходит в долину реки Большая Ирба. На 287 километре — плотина через реку Большая Ирба, перед ней — большое водохранилище. Слева по ходу движения в этом месте находится железорудный карьер «Южный».

Население поселка Ирба — 24 человека.

На 298 километре трасса соединяется с ответвлением на реку Кизир.

На 312 километре справа — старинное село Берёзовское (основано в 1766 году).

На 325 километре трасса приходит в село Курагино — столицу Курагинского района. От села Курагино на восток вдоль реки Казыр уходит проселочная дорога, которая ведет в села Бугуртак, Жербатиха, Имисское, Можарка, Тюхтят, Петропавловка, Черемшанка, Гуляевка, Жаровск и далее на знаменитое озеро Тиберкуль, в «Город Солнца» общины Виссариона.

Практически весь юг Курагинского района в настоящее время заселен последователями Виссариона. В «Городе Солнца» живут самые активные и целеустремленные члены общины, остальные последователи учения расселяются по окрестным деревням, постепенно вытесняя оттуда местных жителей.

Виссарионовский храм в Петропавловке.

Вследствие высокого уровня морали и образования приверженцев Виссариона, в настоящее время юг Курагинского района стал одним из самых безопасных, культурных и образованных регионов России.

От Курагино дорога идет вдоль реки Туба, которая разветвляется на множество рукавов и проток. На выезде из Курагино на запад уходит трасса 04К-026, по которой можно доехать до реки Енисей в районе залива Сыда, Краснотуранского бора и Тубинского залива. По этой же дороге можно попасть в село Шалаболино, около которого находится памятник древнего искусства возрастом 8 тысяч лет — Шалаболинская писаница.

На 343 километре в центре села Кочергино налево (на юг) уходит трасса 04К-022, которая ведет в старинную казачью станицу Каратузское (основана в 1787 году), центр Каратузского района Красноярского края.

Минусинский район

На 369 километре в районе села Большая Иня, слева на расстоянии около двух-трех километров от трассы находятся озера Малый и Большой Кызыкуль, отличные места для отдыха и рыбалки. На берегах озер много турбаз и баз отдыха.

Минусинск.

На 398 километре дорога приходит в город Минусинск, на выезде из него сливается с федеральной трассой Р-257 «Енисей». Для того, чтобы попасть в Абакан, достаточно переехать мост через Енисей.

Опасности

Так как практически на всем протяжении трассы — горно-таежная местность, там много диких зверей, и их реально следует опасаться. Не стоит ночевать в палатках, либо делать это вблизи железнодорожных станций.

Сама дорога очень опасная, и не только заносами, но и камнепадами и обвалами. Кроме того, края дороги часто подмывает, есть вероятность упасть в реку. С одной из наших машин такое едва не случилось.

Следует иметь с собой запас бензина хотя бы километров на 200.

Добавить комментарий

О проекте | Контакты | Регистрация