Восточный Саян. Река Яман-Гол

Река Яман-Гол в Восточном Саяне находится недалеко от природного парка Шумак.

Река крайне интересна в туристическом плане, так как протекает через цепь ущелий и каньонов.

Локация достаточно нетривиальна и потому малопосещаема. Кроме того, маршрут требует нескольких переходов вброд.

Достопримечательности

Река практически половину своей протяженности бежит в каньоне и что примечательно, тропа проходит там же. Так что вы сможете в полной мере насладиться его красотами.

В нижнем течении находится минеральный источник. Температура воды — 11°C, минерализация — 0.7 г/л. Вода сульфатно-гидрокарбонатная магниево-кальциевая.

В верховьях Яман-Гола находится перевал Обзорный (высота 2100 метров). С него открывается отличная панорама на близлежащие вершины.

Где остановиться

Ночевки — только в палатке.

Как добраться

Добраться можно на личном автомобиле либо общественном транспорте. С иркутского автовокзала ходит автобус до Ниловой пустыни и Сухого ручья.

На личном автомобиле из Иркутска надо выехать по федеральной трассе «Иркутск-Чита» в сторону посёлка Култук. В Култуке повернуть направо по указателю «Монды», далее путь предстоит по Тункинскому тракту. Доехав по тракту до села Туран, повернуть направо в сторону посёлка Нилова пустынь.

Проехав поселок, той же дорогой двигаться ещё четыре километра до указателя направо на Сухой ручей. Останется проехать всего 2 километра. Общее расстояние от Иркутска до Сухого Русла составляет 261 километр.

Маршрут

Яман-Гол берет своё начало под перевалом Идель и имеет протяженность около 15 километров. Впадает в реку Ара-Ошей.

Тропа по Яман-Голу являлась частью старой бурятской тропы на Шумак, до того как появилась торная дорога через Шумакский перевал.

Маршрут начинается от устья реки Ара-Хубуты. До устья реки Ара-Хубуты можно добраться по маршруту от Сухого Ручья через перевал Хубутский и далее вдоль реки Баром-гол. Маршрут описан в статье «Баром-Гол». (Gpx-трек от Сухого Ручья до Баром-гола).

Река Баром-Гол впадает в реку Архат, являясь его правом притоком. В устье реки Баром-Гол пересекаем ее и идем по тропе по правому берегу реки Архат. Примерно в трех километрах от точки старта (устье Баром-Гола) тропа пересекает реку Архат, которая после впадения в нее реки Зун-Гол превращается в реку Ара-Хубуты. (GPX-трек от устья реки Баром-Гол до устья реки Ара-Хубуты).

Маршрут от устья реки Баром-Гол до устья реки Ара-Хубуты.

Далее тропа идет по левому берегу реки Ара-Хубуты примерно семь километров, теряя высоту с 1950 до 1600 метров над уровнем моря.

Со стоянки недалеко от устья переходим реку Ара-Хубуты вброд и ищем тропу на правом берегу. Буквально через 100-200 метров она резко забирает вверх по склону и выходит на полку над каньоном Ара-Ошея. Идем туда. Всегда придерживаемся правых своротов на тропе, иначе есть шанс уйти к устью Яман-Гола.

ВНИМАНИЕ! Если Вы вышли к стоянке у устья Яман-гола, то нужно вернуться обратно и искать отворот с тропы.

Тропы вдоль нижнего каньона Яман-Гола нет и он труднопроходим. Вернувшись назад, Вы затратите гораздо меньше времени, чем пытаясь пройти по каньону. (GPX-трек маршрута вдоль реки Яман-Гол до перевала Обзорный).

Маршрут вдоль реки Яман-Гол до перевала Обзорный.

Переваливая через гребень, разделяющий долины рек Ара-Хубуты и Яман-Гол, тропа выводит к первым стоянкам на Яман-Голе возле минерального источника. Этот путь от реки Ара-Хубуты занимает около одного часа чистого ходового времени.

Далее тропа идет по расчлененному каньону, переходя с одного берега на другой. Броды глубиной от по колено до пояса, но в спокойную воду особых трудностей не представляют. Практически на всём протяжении каньона есть пригодные места для установки лагеря.

Каньон реки Яман-Гол в среднем течении..

Примерно к обеду выходим к стоянке чуть ниже впадения Левого Яман-гола. Далее тропа забирает вверх, но примерно через 40 минут ходового времени снова выходит к реке. Густой таёжный лес меняется редколесьем. Еще около полтора часа хода, и тропа подходит под перевал Обзорный, с которого открывается великолепная панорама.

Встать на ночевку можно непосредственно под перевалом или за ним на реке Нарин-Гол. На самом перевале воды нет.

В среднем на прохождение маршрута от устья Баром-гола до перевала Обзорный уходит одни ходовой день.

Выход с маршрута — вдоль реки Нарин-Гол по старой конной тропе, до природного парка Шумак и основной тропы Аршан-Шумак. (GPX-трек вдоль реки Нарин-Год с перевала Обзорный до Шумакского природного парка).

Маршрут вдоль реки Нарин-Гол с перевала Обзорный до Шумакского природного парка.

Опасности

Во время дождей или активного снеготаяния вода в каньоне может сильно подняться, что сделает небезопасным прохождение бродов. Благо безопасных мест под стоянки в высокую воду достаточно, чтобы переждать паводок.

Общие рекомендации

Данный объект можно включать в нитки маршрутов различных категорий сложности.

При выходе на Левый Яман-Гол и перевал Усть-Илимцев можно попасть на реку Зун-Гол или Шумак-Гол.