Федеральная автомобильная трасса А340, проходящая от Улан-Удэ до границы с Монголией, является крайне интересной для туризма как сама по себе, так и в качестве простого и короткого пути из Южной Сибири в Монголию.
Ранее дорога называлась «Кяхтинский тракт», затем — федеральная трасса А165.
Магистраль является самым северным элементом азиатского маршрута — международного транспортного коридора Россия-Монголия-Китай. По ней можно добраться до городов Сухэ-Батор и Улан-Батор, и далее по ходу азиатского маршрута АН3 — до Внутренней Монголии и восточных провинций Китая.
На протяжении всего тракта, помимо красивейших видов, имеется масса достопримечательностей, природных объектов, храмов.
Мы рассматривает данную трассу с точки зрения водителя личного автомобиля. Однако трасса может быть интересна и велотуристам.
Общая длина трассы — 218 километров. За исключением нескольких небольших участков, она имеет хорошее асфальтовое покрытие и относительно безопасна. При движении с разрешенной в России скоростью 105-108 км/ч, трасса проходится в летнее время ориентировочно за три часа.
На всем протяжении трассы работает ГИБДД, камеры фиксации нарушений ПДД.
Иволгинский район
После выезда из города Улан-Удэ (мимо аэропорта, минуя поворот на Иркутск, направо, и Читу, налево на кольцевой развязке) трасса проходит через ряд пригородных поселков, малоинтересных в туристическом смысле: Нур-Селение, Нижняя Иволга, Иволгинск. Все эти селения представляют собой одноэтажную современную сельскую застройку. Во всех поселках есть супермаркеты и автозаправки со всеми видами бензина.
На что можно обратить внимание.
Мемориал военным летчикам на 7 километре трассы, слева по ходу движения.
Поворот на плато Тапхар на 7 километре, слева по ходу движения. Плато достаточно обширное, для его полноценного осмотра необходимо два-три часа. До плато и его достопримечательностей можно проехать на автомобиле с высоким клиренсом.
Поворот на Иволгинский дацан на 20 километре, направо по ходу движения. Однако в Иволгинский дацан быстрее и удобнее свернуть раньше, в селе Иволгинск.
Ключевский перевал (он же перевал Барисан) на 27 километре трассы.
Санаторий «Янгажинский аршан Ута Булаг» на 30 километре.
Граница с Селенгинским районом проходит на 48 километре.
Селенгинский район
Абрамовское озеро на 63 километре трассы.
Поворот направо на улус Тохой, через который дорога идет на курортное озеро Щучье и дальше на старый Чайный тракт через хребет Хамар-Дабан на 82 километре.
Загустайский буддийский дацан «Дэчен Рабжалинг» школы гелуг на 87 километре справа.
На 92 километре трассы начинается город Гусиноозерск.
Основные достопримечательности города — бывшая зона ГУЛАГ, Гусиноозерская ГРЭС, Гусиное озеро. В Гусиноозерске имеются супермаркеты, кафе и заправки со всеми видами бензина.
На 102 километре — перевал Убиенный, на нем скульптурный комплекс «Стоянка Гэсэра».
На 105 километре вправо уходит региональная автотрасса Р440 Гусиноозерск — Закаменск. На развилке находится памятник ссыльному украинскому гетману Демьяну Многогрешному, который регулярно подвергается нападению вандалов. Второй поворот на ту же дорогу — на 117 километре.
На 111 километре слева — Талын Харгана, буддийский комплекс Ацайского дацана.
На 117 километре поворот налево на Новоселенгинск, мемориал декабристов и гору Англичанка.
На 123 километре трассы — мост через реку Селенга. На самом мосту останавливаться запрещено, но по обе стороны от моста прекрасные обзорные площадки с красивыми видами.
На 135 километре справа буддийский комплекс Хониной Нуга.
На 142 километре перевал Поворотный.
На 163 километре перевал Хурайский. По перевалу проходит граница Селенгинского и Кяхтинского районов.
Кяхтинский район
На 179 километре трассы Калининский перевал.
На 187 и 203 километре повороты направо, на село Усть-Кяхта и улус Хоронхой.
Важно! Начиная с этого места, вы находитесь в пограничной зоне. Вы должны иметь с собой российский паспорт и разрешение на пребывание в погранзоне (получить можно в Управлении ФСБ по республике Бурятия), или российский и заграничный паспорт, если вы едете транзитом в Монголию.
По обеим сторонам трассы могут находиться военные полигоны, может ездить бронетехника и размещаться точки видеонаблюдения. Поэтому заходить и тем более заезжать в лес крайне не рекомендуется.
Военные полигоны обозначены характерными черно-белыми столбиками.
На 207 километре находится начало объездной трассы города Кяхта, поворот на город Наушки, а также КПП пограничной службы. У вас проверят документы, автомобиль и выяснят цель визита.
На 217 километре направо уходит еще одна дорога на Кяхту, а налево — на региональную дорогу Р441 на Бичуру и Мухоршибирь. По этой же дороге можно закольцевать маршрут и вернуться обратно в Улан-Удэ.
Кяхта — очень интересный исторический город. Для его полноценного осмотра требуется минимум два-три дня.
На 218 километре находится пограничный пункт Кяхта — Алтанбулаг. Пункт работает круглосуточно. Время досмотра и оформления документов, в зависимости от очереди — от получаса до 3-4 часов.
Рядом с пограничным пунктом справа — автозаправочная станция со всеми видами бензина. Советуем заправиться там по полной, так как в Монголии далеко не везде есть АЗС, а 95-й бензин обычно встречается только в крупных населенных пунктах.
Фото: Дмитрий Аккерман, Ольга Новикова